Мир не может жить без предрассудков. По сей день часто приходится слышать, что, мол, «настоящие» шины «Нокиан» – только те, что сделаны в Финляндии, а продукция российского завода рассчитана исключительно на третьи страны типа нас. Чтобы развеять толки, на завод под Петербургом отправился Олег Ермоленко. Фото автора.

Финны поступили очень умно и расчетливо, восемь лет назад построив во Всеволожске большой и современный завод. Он по изначальным замыслам должен был стать мощнее, производительнее и намного высокотехнологичнее того, что в финском городке Нокиа, давшем название марке. В чем ум и расчет? Да в том, что сократив свои расходы благодаря меньшим в сравнении с Финляндией российским налогам, стоимости земли и энергоресурсов, мудрые инвесторы не стали пользоваться сомнительным преимуществом в лице русской рабочей силы, которая обходится в разы дешевле финской.

А напротив, постарались минимизировать персонал – и, таким образом, долю человеческого фактора в производстве и качестве продукта. В автоматизацию завода вложены баснословные средства, тысячной – да что там, миллионной доли которых хватило бы, чтобы согнать на завод жителей окрестных деревень вперемешку с заезжими таджиками – и варить себе шины по смехотворной себестоимости. Так, к слову, поступили некоторые конкуренты «Нокиан», но они-то как раз и стесняются давать российской продукции дорогу на рынки развитых стран.

На всеволожском заводе – все по уму. Как раз к нашему приезду здесь запустили еще один цех, и теперь предприятие готово выпускать по 14 миллионов шин в год (это втрое-вчетверо больше, чем в Нокиа!). И при этом в штате на все про все – чуть больше тысячи человек! Здесь – царство технологий: вместо человеческих рук почти все процессы и операции доверены уникальным машинам, разработанным самой компанией «Нокиан» с ее зарубежными партнерами-станкостроителями. Настолько автоматизированного завода нет ни у одного другого производителя шин в мире, и в «Нокиан» этим гордятся – но скромно, с северным спокойствием.

Коммунизм по-фински

«Эх, хорошо в стране советской жить» – так и хочется припомнить старую песенку, глядя на условия, созданные для рабочих. Бесплатные комфортабельные автобусы привозят персонал из нескольких районов Петербурга и Всеволожска, а после смены доставляют обратно. В любом из цехов – чище, чем на пищекомбинате, светло, просторно и тихо: как улей, этот завод не гудит. Резиной, правда, попахивает, но эконормативы здесь выдержаны по всем строгостям, да и каучуковые ароматы «Нокиан» называет «запахом денег». Убранству и выбору блюд в столовой позавидует добрая часть недорогих ресторанов. С курением вот только жестко: точно в Финляндии, здесь с трудом можно отыскать место, где можно курить. Нам показалось, что оно вообще одно на всю немалую территорию предприятия.

А еще в этом году для работников завода невдалеке возвели коттеджный городок. Дома выстроены по финским чертежам и технологиям, сдаются сразу с полной отделкой, сантехникой и кухонной мебелью. «Нокиан» продает квартиры своим рабочим в долгосрочный кредит, причем по таким процентным ставкам, что рядовым заложникам грабительских ипотек такая отрада и не снилась. В общем, коммунизм в отдельно взятой стране.

Но строить этот коммунизм суждено не каждому. Чтобы посчастливилось работать на заводе «Нокиан», нужно пройти одну из самых жестких в регионе (и, похоже, во всей России) программ отбора персонала: из сотни кандидатов ее горазд осилить только один. Это – тоже ступень борьбы за качество продукции, но самая эффективная из них – доброе отношение к персоналу: человек, который доволен своим местом и дорожит им, халтурить не станет.

From russia with love

Так на какой же рынок работает всеволожский завод? Нетрудно прикинуть, что 14-миллионного годового выпуска шин (недешевых, заметим) для России и СНГ, мягко говоря, многовато. Потому больше половины продукции уходит на экспорт – ни много ни мало в 42 страны мира. И среди них – Германия, Норвегия, Великобритания, США, то есть самые зажиточные и благополучные государства. Да и, собственно, сама Финляндия. А финское предприятие нынче выпускает в среднем по 4 миллиона шин в год, причем в это число входит продукция для спец- и сельхозтехники да прочая экзотика. Потому именно российский завод – основной производитель 29 моделей самых востребованных шин под брендами «Нокиан» и «Нордман» для легковых автомобилей и вседорожников. «Нордман», кстати, – слегка модифицированные прежние модели «Нокиан», а соответственно – и менее дорогие.

Только за первые шесть месяцев этого года выручка концерна «Нокиан» составила почти 800 миллионов евро, что на треть больше, чем за тот же период 2011 года. А это не что иное, как голосование рублем, гривной, евро и прочими денежными единицами самих потребителей этих шин – нас с вами. Концерн исправно держит и наращивает свою репутацию – кстати, из года в год шины «Нокиан» с отрывом берут первые места в «зарулевских» тестах. И сам производитель гордится, что каждые две из трех проданных шин появились на свет во Всеволожске.