У сжиженного газа как автомобильного топлива множество достоинств и лишь один существенный недостаток: взрывоопасен, говорят. Но так ли страшен черт? Знакомился с ним Андрей Сидоров. Фото: Александр Батыру.

Последствия взрыва бытового газа, как правило, трагичны: рухнул подъезд жилого дома, разнесло по кирпичику дачу или сгорела чья-то машина. Так что же, отказаться от газа и ездить на бензине или солярке? Но газ-то в два раза дешевле! К тому же и бензиновые машины, и дизельные горят ничуть не хуже. Чтобы понять, насколько опасен или безопасен газ в автомобиле, мы и провели этот эксперимент.

Газовая динамика

Пропан-бутановая смесь, а именно она в сжиженном виде находится в бытовых баллонах и в газобаллонных установках автомобилей, сама по себе не имеет ни запаха, ни цвета. Чтобы утечка не осталась незамеченной, в эту смесь добавляют одоранты – вещества с сильным и резким запахом. Его-то и называют запахом газа. Человеческий нос способен унюхать одорант даже при незначительной концентрации газа в воздухе, то есть задолго до того, как газовоздушная смесь обретет способность к возгоранию, а тем более – станет взрывоопасной. Нам с детства известно правило: почувствовав запах газа, не включайте и не выключайте электроприборы и проветрите помещение, – и следования ему вполне достаточно, чтобы избежать неприятностей.

Но, предположим, кто-то временно утратил обоняние – по причине гайморита, насморка или еще какого-нибудь уважительного обстоятельства. Чем грозит бедолаге потеря нюха?

Не каждый день мы взрываем машины, поэтому прежде отработаем сценарий на 200-литровой бочке.

Для начала поэкспериментируем на обычной стальной бочке. Она, установленная вверх дном, будет имитировать салон автомобиля, заполненный газом. Взрывоопасная концентрация его в воздухе, как говорят справочники, около 5%. Если меньше, не загорится, больше – полыхнет без эффектного хлопка.

Электроподжиг от газовой котельной, преобразователь и аккумулятор позволили безопасно синхронизировать момент взрыва и фотосъемку.

Подобрать нужную пропорцию оказалось не так уж просто. Поначалу газовоздушная смесь не то что взрываться – гореть не хотела. Опытным путем удалось нащупать верный сценарий: 7 секунд подачи газа из баллона, 5-секундная выдержка и электроподжиг, а поскольку на дворе конец октября и довольно прохладно, воздух в бочке подогревают предварительно раскаленные кирпичи. Лучший результат – подскок бочки на полметра и легкий хлопок. Признаться, мы ожидали большего! Но, может быть, все дело в небольшом объеме? Бочка всего-то 200-литровая, а объем салона легкового автомобиля – 4–5 кубометров. Посмотрим, насколько опасен этот хлопок в реальных условиях.

Жертвенный «Форд-Скорпио» отправляется в свой последний путь к заброшенному песчаному карьеру – место это безлюдное и вполне безопасное в случае взрывного развития событий. Фото на память, и можно приступать к подготовке «катастрофы». Петр Торичный, наш неустрашимый естествоиспытатель, на всякий случай роет окопчик, откуда будет регулировать подачу газа из баллона в салон, а фотографы встают на номера на рубеже безопасного удаления. Эксперимент недешев, поэтому осечки быть не должно.

После нескольких хлопков из-под торпедо появился дымок, но ждать, когда он разовьется в настоящий пожар, мы не стали. Это не входило в наши планы.

Черт действительно оказался не так страшен, как его малюют. Нам пришлось сделать серию из нескольких вспышек, пока не получили нечто, похожее на хлопок. Оказалось, не так-то просто взорвать машину, не прибегая к помощи пиротехников. Это только в кино злодей небрежно бросает окурок – и объятая пламенем машина взлетает на воздух. Зарево при этом охватывает полнеба, а покореженный кузов падает в метре от героя. Но это продиктовано законами приключенческого жанра, на самом деле все куда прозаичнее. Последствия вспышки – обгоревшая обшивка потолка, приоткрывшийся, но все же уцелевший люк в крыше и растрескавшееся ветровое стекло. При том что все двери и стекла машины были закрыты, салон прогрет и тщательно заполнен газом, а вместо тлеющей сигары использовали промышленный электророзжиг от газовой котельной.

Маловероятно, что такие условия могут сложиться в реальности. Система вентиляции постоянно подает в машину свежий воздух, а газовая магистраль, проложенная под днищем, даже будучи поврежденной, заполнить салон газом вряд ли сможет. Подкапотное пространство, где находится редуктор, также изолировано и свободно сообщается с атмосферой через множество проемов снизу. Сам баллон стоит в багажнике, а короб, в который заключен вентиль, вентилируется, что не позволяет газу скопиться в багажнике или проникнуть в салон. Но почему взрывы все же случаются, как утверждает молва? Продолжим эксперимент.

На бочке с порохом не курят!

Табачный дым, как, впрочем, и любой другой, не только вредит здоровью, но и делает газовоздушную смесь гораздо более взрывоопасной. Вы можете сами убедиться в этом, поставив небольшой опыт. Попробуйте бросить горящую спичку в недавно опорожненную бутылку из-под водки. Пламя сгорающих паров спирта беззвучно пройдется сверху донизу. Затем наполните бутылку сигаретным дымом и немного подождите. На сей раз брошенная спичка породит в сосуде некоторое подобие джинна – из горлышка с эффектным воем вырвется столбик голубого пламени. Применительно к нашей теме из этого следует, что дым, сигаретный или от загоревшейся электропроводки, существенно облегчает воспламенение газа. Наша тренировочная бочка, будучи предварительно задымленной тлеющей ветошью, безотказно подпрыгивала при каждом подрыве, в то время как на чистой газовоздушной смеси – через раз и не столь высоко. Итак, напомним, что курить вредно, особенно в салоне автомобиля с неисправной газобаллонной аппаратурой (ГБА). Здесь из-за пагубного пристрастия можно потерять голову в прямом смысле слова.

Только вспышка газа – это не самое страшное, что может случиться на машине с ГБА. Пожар, а за ним взрыв баллона от перегрева – неприятность куда большая! Емкость газового баллона легковушки обычно равна 50–70 л, и взрыв его способен разнести не только автомобиль, но и все, что окажется поблизости.

Бытовой 5-литровый баллон с остатками газа занимает место на кирпичном пьедестале, сооруженном за передними сиденьями. На него, имитируя пожар, направляем факел газовой горелки, а чтобы он не погас, выработав кислород, немного опускаем стекла задних дверей. Время пошло!

Куда страшнее взрыв газового баллона. Даже пятилитровый способен разворотить кузов под списание. Впрочем, взрыв, как правило, – следствие пожара, а уж чем уничтожен автомобиль, владельцу вряд ли будет важно.

С обрыва карьера через заднее стекло машины видно, как пламя облизывает красный бок. Когда рванет, точно не известно, но то, что ждать недолго, сомнений не вызывает. Эти девять с половиной минут ожидания тяжелее всего дались, наверное, фотографам – взрыв скоротечен и непредсказуем, но упустить момент нельзя! К счастью, профессиональное чутье не подвело – затворы фотоаппаратов застрекотали за секунды до взрыва.

Пыль улеглась, встревоженные вороны, сделав круг, снова расселись по деревьям – добычи для них в этот раз не предвидится. А мы оценили, что сделал с машиной всего лишь 5-литровый баллон.

Частично обгоревшая обивка сидений и потолка да сорванный люк в крыше – последствия легкого пожара, вызванного вспышкой газа в салоне. Неприятно, конечно, но все-таки не катастрофа.

Ударная волна сбила пламя с горелки, поэтому вырвавшийся на свободу газ не воспламенился. В реальных условиях, заметим, взрыв баллона – следствие, а не причина пожара. Кузов машины уцелел, только заметно раздулся. Стекла, за исключением ветрового, вылетели вместе с рамками. Осколки баллона прошили спинку водительского сиденья и застряли в обшивках дверей, а кирпичи из-под баллона превратились в щебенку. А будь баллон 50-литровый да разорвись в горящем автомобиле? Впрочем, и сгоревшая, и подорванная машины восстановлению, как правило, не подлежат.

Так что же показал наш эксперимент? При исправной газовой аппаратуре пропан в машине опасен не более, чем бензин. Газ просто так не взрывается, а сам баллон страшен только при сильном пожаре. Впрочем, и полный бензобак тогда не подарок – 50 литров бензина способны добавить зрелищу куда больше ярких красок!

Частично обгоревшая обивка сидений и потолка да сорванный люк в крыше – последствия легкого пожара, вызванного вспышкой газа в салоне. Неприятно, конечно, но все-таки не  катастрофа. Куда страшнее взрыв газового баллона. Даже пятилитровый способен разворотить кузов под списание. Впрочем, взрыв, как правило, – следствие пожара, а уж чем уничтожен автомобиль, владельцу вряд ли будет важно.

После нескольких хлопков из-под торпедо появился дымок, но ждать, когда он разовьется в настоящий пожар, мы не стали. Это не входило в наши планы. Не каждый день мы взрываем машины, поэтому прежде отработаем сценарий на 200-литровой бочке. Электроподжиг от газовой котельной, преобразователь и аккумулятор позволили безопасно синхронизировать момент взрыва и фотосъемку.