Кузов – такая же важная и дорогая часть машины, как мотор или трансмиссия. Что можно узнать о нем перед покупкой? Авторы Сергей Зиновьев и Стас Панин

Осмотр подержанного автомобиля сродни игре в прятки – некоторые проблемы невозможно увидеть в принципе. Но значительная часть кузовных дефектов обычно лежит на поверхности. Задача продавца – постараться их скрыть. Задача покупателя – противоположная.

Предпросмотр

На этапе разговора по телефону попросите у хозяина данные автомобиля (VIN и номерной знак), чтобы пробить его по базам.

Не повредит посетить и форумы владельцев на предмет ознакомления с типичными кузовными болячками конкретной модели. Впрочем, преимущественная локализация очагов коррозии и без того известна: нижние кромки дверей и крышки багажника, задние колесные арки, зона под пластиковой накладкой крышки багажника, местa стыка бамперов с крыльями.

Ищем VIN

Second hand
Если на кузове не хватает дублирующей наклейки с VIN, это не катастрофа. В большинстве случаев вопрос можно уладить, а заодно немного сбить цену

Наконец, перед вами машина, на которую вы положили глаз,?– ее нужно осмотреть и пощупать. Первым делом проверьте наличие всех табличек и наклеек с VIN, а также состояние мест, где он выбит. Сверить данные в документах и на кузове не проблема, а вот выявить перебитые номера или замененные таблички уже сложнее. В случае каких-либо подозрений предложите продавцу сначала вместе переоформить машину, а уже затем окончательно расплатиться. Если ему нечего скрывать, он пойдет вам навстречу.

Отсутствие дублирующей наклейки с VIN на кузове – не причина отказываться от сделки. Инспектор вправе отправить автомобиль на дополнительную экспертизу, но времени и денег она потребует не так уж много. Если в остальном машина вас устра­ивает, то нехватка наклейки – хороший повод поторговаться.

О чем говорит толщина

Незаменимый помощник – толщиномер лакокрасочного покрытия. Обычная толщина заводской краски на внешних кузовных панелях – 120–150 микрон. Более тонкий слой бывает у японских автомобилей. Толщина покрытия на внутренних элементах (дверные проемы, подкапотное пространство и пол багажного отделения) не превышает 80–100 микрон.

Second hand
При локальной окраске деталей переходы маскируют в ребрах панелей – важно померить толщину краски выше и ниже этих естественных разделителей. Местa, где подобное встречается наиболее часто– отбортовки на крыльях и рёбра на дверях.

Обнаружили отремонтированную деталь? Проверяйте ее в как можно большем количестве точек. Если толщина слоя равномерна и составляет около 200 микрон (нормальный средний показатель), можно не переживать – элемент окрасили полностью из-за незначительных повреждений. Если же датчик где-то выдал в два раза больше, значит там приличный слой шпаклевки. Это может говорить о некачественном ремонте или о серьезных повреждениях, полученных в ДТП.?Основное правило: при грамотном восстановлении кузовной детали наносят слой шпаклевки минимальной толщины.

Second hand
На рынке можно найти толщиномеры лакокрасочного покрытия разных моделей. В крайнем случае прибор можно взять напрокат. Стандартный может измерять толщину слоя только на стальных кузовных деталях, универсальный – еще и на алюминиевых

Оценить качество работ при выявлении перекрашенных элементов можно и без прибора. Естественно, нюансы надо разглядывать на чистом автомобиле и под разными углами падения света – так удастся выявить разнотон и различия в выраженности «шагрени» на соседних панелях, кратеры на покрытии, количество частиц пыли в новом лакокрасочном слое, просадку грунта (ЗР, 2016, № 4). Найденные недочеты помогут при торге либо станут поводом отказаться от покупки.

Зоны особого внимания

Это прежде всего задние крылья и пороги. При замене их могут окрасить очень хорошо. Однако некоторые работы подразумевают вырезание старых элементов и вваривание новых. Внутренние швы невозможно обработать как следует, рано или поздно ими займется коррозия. К тому же раз элементы заменили, значит повреждения были серьезными. Это также можно выловить с помощью толщиномера. В зоне внешних швов на задней стойке кузова, крыле или пороге будет значительное превышение толщины покрытия из-за шпаклевки. Не ленитесь пройтись датчиком в этих местах.

Second hand
О кузовном ремонте под капотом может поведать состояние крепежа. Например, не все мастера подкрашивают болты крепления передних крыльев (обычно они одного цвета с кузовом) после их снятия и установки.

Иногда с толку сбивает заводская окраска. На некоторых недорогих моделях заводские бамперы значительно отличаются по тону от остальных элементов. И практически на всех современных машинах не прокрашены внутренние полости капота, частично – полости багажного отсека и его крышки.

Кое-что может подсказать маркировка стекол. Обычно цифры в нижней части маркировки обозначают год, а точки или звездочки рядом – месяц выпуска стекла. Ничего страшного, если на машине поменяли ветровое стекло. А вот если стёкла с одного борта на пару лет свежее других, возможно, что она пережила серьезное ДТП.

Second hand
Плсказки есть и на днище. Если машина простаивала на улице и мало ездила, на деталях подвески и кузрвных панелях, не покрытых заводским антикором, обнаружится поверхностная коррозия.

Нередко следы аварии обнаруживаются сразу. К примеру, кривые зазоры между кузовными панелями и свежая оптика с одной стороны. Выставить зазоры даже при качественном ремонте не так уж просто. У неоригинальных китайских панелей зачастую гуляют размеры, что усложняет эту задачу.

Глянем глубже

Если снаружи всё хорошо и следов ДТП не обнаружено, смотрим под капотом. Здесь тоже могут быть немые свидетели «былых сражений». Сравните вид сварных точек и швов на силовых элементах кузова с правой стороны и с левой: на лонжеронах, опорах передних стоек подвески (стаканах) и деталях за ними. В любом случае ремонтные соединения внешне будут существенно отличаться от заводских.

Second hand
Не забудьте осмотреть пол багажника и его заднюю панель. Даже при легких ударах тонкий металл значительно деформируется. При восстановлении часто закрывают глаза (ради экономии) на легкие вмятины и непрокрасы.

Серьезный удар выдадут и некоторые свежеокрашенные или даже некрашеные элементы, на окраске которых решили сэкономить. Например, панель радиатора (так называемый «телевизор») или усилитель бампера. Новый, подвергшийся замене радиатор тоже будет выглядеть явно свежее самой машины.

Еще одна подсказка – отпечатки крепежа на деталях под капотом. Шайба болта или его шляпка всегда оставляют след. Например, фару при установке можно немного смещать в креплениях перед их затяжкой. Если оптику поленились поставить так же, как на заводе, или этому мешает нарушенная геометрия элементов кузова после ДТП, то первоначальные отпечатки не будут соответствовать новому положению крепежа.

* * *

Как видите, даже при беглом знакомстве кузов способен поведать достаточно много о своей истории. Никогда не расслабляйтесь при его осмотре, даже если перед вами годовалая машина с детским пробегом, а продавец – знакомый вашего знакомого. Чем больше времени вы проведете с автомобилем, тем больше нюансов заметите.

В конечном счете целесообразность покупки машины с теми или иными кузовными проблемами зависит от ее статуса. Если модель свежая и распространенная, вы всегда найдете практически девственный экземпляр. Редкая и возрастная? Наверняка придется мириться с перекрашенными элементами. Впрочем, если работы сделаны добротно, это не так уж страшно.

Почему умирают коробки DSG?

ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ

Volkswagen Golf Mk5: битый, но редкий

Second handПятый Golf 2007 года выпуска с турбомотором 1.4 TSI (140 л.с.), пробегом 150 000 км и тремя предыдущими владельцами. Да, возраст и пробег приличные, но машин в такой комплектации на рынке очень мало.

По телефону хозяин поведал о несерьезном ДТП: дескать, удар пришелся в правую переднюю часть (наезд на стоящий автомобиль). И сообщил все данные, чтобы пробить Golf по базам данных. Его рассказ подтвердился.

Дело было зимой, поэтому договорились о точном времени осмотра, чтобы хозяин помыл машину и с утра на ней не ездил. Действительно, обнаружились явные следы пережитого ДТП: неровные зазоры по правой части переднего бампера и свежая правая фара. По словам хозяина, под замену пошло еще и правое крыло, а бампер пострадал несильно, поэтому его не стали трогать. Под капотом – никаких подозрительных сварных швов, свежеокрашенных элементов, да и радиатор видно что не меняли. Из стекол неродным оказалось только лобовое; ничего удивительного, пробег-то немаленький. Всплыло, что над капотом поработали: толщиномер выдал 200 микрон. Хотя окрашено хорошо – на глаз не придерешься.

Автомобиль загнали на подъемник для проверки подвески, состояния днища и силовых элементов – серьезных претензий и тут не возникло. Учитывая малотиражность автомобиля, о кузовных недостатках при торге не упо­минали.

Nissan Tiida: бурное прошлое

Second handВ этом случае определяющую роль играл ограниченный бюджет: выбирать пришлось из машин возрастом около восьми лет и с пробегом под 100 000 км. При просмотре интернет-предложений оказалось сложно отделить реальных хозяев от перекупщиков и серых дилеров. Удивительно, но многие продавцы не отказывали в просьбе скинуть данные, чтобы можно было пробить их товар по базам. В результате выяснилось, что львиная доля машин имела ограничения на регистрационные действия или попадала в ДТП, о которых владельцы умолчали.

Первая Tiida, прошедшая предварительную проверку, 2008 года выпуска, с пробегом 80 000 км, побывала в руках двух хозяев. Вопреки договоренности, мы, приехав на осмотр, обнаружили, что машина грязная. Увидев толщиномер, владелец почему-то отошел подальше. Подозрительно! Оказалось, что автомобиль перекрашен почти весь, причем местами прибор выдавал по 500 микрон. И даже под грязью были видны мусор и кратеры. Дальнейший осмотр вели исключительно для общего развития: речь шла уже не о покупке, а о двух ДТП, которые продавец обошел молчанием.

После осмотра еще нескольких Тиид оказалось, что все они прожили жизнь куда более бурную, чем следовало из рассказов владельцев. Еще довелось посмотреть товар у серых дилеров и одного перекупщика. Показания толщиномера росли пугающими темпами: 1000 микрон, 2000 микрон… На одной из деталей прибор и вовсе выдал прочерки – не хватило «глубинобойности»!

Первый приемлемый вариант встретился лишь через неделю поисков: Tiida 2008 года с пробегом 90?000 км. Проверили по базам данных – без вопросов. При осмотре нашли два элемента, требующих окраски, и бамперы другого тона. Во время торга необходимость обновления двух деталей стала убедительным аргументом в пользу снижения цены.

Renault Duster: нет проблем!

Second handИскали машину в возрасте трех-четырех лет. Запомнился нелепый случай, связанный с осмо­тром одного из автомобилей: после каждого найденного толщиномером перекрашенного элемента хозяйка уверяла, что всё остальное – в родной окраске. Бывает же!

В итоге выбор пал на экземпляр 2012 года с пробегом 30 000 км. Машину не удалось пробить по Автокоду, однако после осмотра, в том числе в сервисе, претензий к кузову возникло всего две. На отбортовке заднего правого крыла нашлись признаки небольшого локального ремонта. Видимо, дверь соседнего автомобиля оставила небольшую вертикальную вмятину – но ремонтные работы были выполнены качественно. Еще отсутствовала дублирующая наклейка с VIN на центральной стойке с водительской стороны. При всем при том состояние машины было очень хорошим, а других подобных предложений на тот момент не нашлось.

ЗА РУЛЕМ №02 2017

Наш эксперимент: мыть или не мыть мотор?