Чистота – залог здоровья, но… Но даже профессиональные мойщики опасаются банных процедур в моторном отсеке. Так нужно ли мыть двигатель? Авторы Михаил Колодочкин, Алексей Ревин

Техника должна быть ухоженной – спору нет. Но опасения опытных мойщиков понятны: если после мойки двигатель откажется пускаться, виноватых долго искать не придется. Так может, лучше не рисковать? Ведь не на ровном же месте на большей части моек появляются таблички с предупреждением: «За работоспособность двигателя после мойки ответственности не несем». Как тут не вспомнить девяностые, когда за «неправильно» помытый «бумер» можно было лишиться мойки, квартиры, а то и самого ценного…
Сначала определимся, с какой целью вообще моют двигатель и весь моторный отсек.

Зачем идете в баню?

Убойный, казалось бы, повод для банной процедуры – предпродажная подготовка машины. Хочется, чтобы она смотрелась лучше, чем есть на самом деле. Однако и не каждый покупатель хлопает ушами: многие прекрасно знают, что зачастую моторы моют с целью скрыть следы недавнего ремонта двигателя после интенсивного подтекания масла. И поэтому больше доверия вызывает запорошенный сухой пылью мотор, которого «не касалась рука человека». ­Поэтому, если мотор машины сухой и, в общем-то, в нормальном состоянии, то даже перед продажей мыть его не стоит.
Менее приятный повод для помывки – предстоящий серьезный ремонт. Помыть силовой агрегат перед демонтажом – идея привлекательная: не так перемажешься при работах. И совет тут только один: уж если помыли агрегат, то не пытайтесь его сразу же пускать – тем более что это и не нужно. А в процессе ремонта любая влага десять раз успеет высохнуть.

Обыкновенные сельсковнедорожные будни. Без мойки не обойтись.

Один из самых распространенных поводов для мойки мотора – стремление к вселенской чистоте повсюду. Трудно считать его оправданным. Будет крайне обидно, если после такой мойки откажет какой-нибудь из многочисленных электрических приборов, располагающихся под капотом. Этих узлов сейчас так много, что былой совет закрывать их на время мойки полиэтиленовой пленкой сегодня уже не срабатывает. Это раньше надо было закрывать трамблёр, катушку зажигания и генератор, а сегодня впору заматывать в пленку весь двигатель, а также коробку передач, аккумулятор, блоки предохранителей и всё остальное… А что, простите, останется для помывки?

Вы еще не передумали мыть мотор? Тогда разбираемся дальше.

Вы чьих будете?

Теперь мысленно разделим все автомобили на две большие группы – условно назовем их городскими и сельскими. С сельскими, которые нечасто видят асфальт, разговор проще: их владельцы и сами всё знают. Они просто вынуждены время от времени отмывать детали и узлы в моторном отсеке, в противном случае солидные наслоения грязи будут активно мешать перемещению органов управления, а также препятствовать охлаждению двигателя и коробки передач. Слои глины толщиной до нескольких сантиметров могут образовывать на деталях эдакий керамический кокон. Поэтому рецепт один: мойте машину по возможности вскоре после загрязнения, иначе грязь закаменеет.

Неудивительно, что мойщики опасаются лазить в подобные моторы – как бы чего не вышло…

С городскими разобраться тяжелее. Очевидно, что моторные отсеки таких машин хоть и загрязняются, но все-таки не столь интенсивно. Если вы решились-таки заехать на платную мойку, рассуждать уже поздно: что сделано, то сделано. А вот что посоветовать тому, кто решил заняться мытьем самосто­ятельно? К примеру, владельцы дачных ­участков чаще всего моют автомобили сами.

Наши предложения

Мысль первая: вода и моторный отсек несовместимы. Следовательно, работать будем пылесосом и ветошью. Первым делом надо хорошенько пропылесосить моторный отсек. Прошлогодние листья и залежи песка на лонжеронах не украшают «домик» для двигателя.

Затем советуем снять все легкосъемные детали – например, крышки двигателя и блока предохранителей. Имеет смысл демонтировать пластмассовую накладку под поводками дворников (если вы знаете, как это сделать). Некоторые трудности может вызвать снятие этих самых поводков, а дальше – несколько пистонов и/или саморезов, после чего откроется довольно большой отсек, в котором вместе с механизмом стеклоочистителя живут килограммы прелой листвы. А ведь именно отсюда идет забор воздуха в отопитель, и этими, извините, миазмами вы дышите. Залежи гумуса удаляем пылесосом и протираем отсек ветошью, которую можно смочить аптечным хлоргексидином. Все снятые пластмассовые щитки уже можно мыть хоть «керхером», хоть губкой с шампунем в тазике. Все прочие видимые поверхности кузова, шланги, жгуты проводов, электронные блоки в моторном отсеке можно очистить ветошью, где получается – сухой, а там, где загрязнения более стойкие, – смоченной жидкостью типа WD‑40.

Лучшая банная процедура для мотора – протирка специальной салфеткой, сухой или смоченной препаратом типа WD‑40

Если хотите, чтобы на фоне черно-серого двигателя особенно ярко заиграли элементы вроде маслозаливной пробки, щупа, крышек тормозного бачка, расширительного бачка системы охлаждения и бачка стеклоомывателя, снимите их и намойте хоть до блеска – только вытрите перед установкой. Важный нюанс: внимательно осмотрите поверхность двигателя на предмет наличия течей масла и охлаждающей жидкости. После осмотра поверхности протрите ее ветошью, смоченной WD‑40. То же относится к поверхностям коробки передач.

Наиболее эффективная очистка радиатора требует его демонтажа. Одновременно можно заменить антифриз и промыть систему охлаждения.

Есть в передней части моторного отсека элементы, которые действительно нуждаются в мойке. Это, конечно же, радиаторы. Между прочим, их количество на самых сложных автомобилях может шокировать. Радиатор охлаждения двигателя, масляный ради­атор двигателя, радиатор коробки передач, радиатор гидроусилителя руля, интеркулер и конденсатор системы кондиционирования – все они страдают от загрязнения, но обычно раньше всех по потоку воздуха стоит теплообменник системы кондиционирования. Поэтому фирмы, обслуживающие кондиционеры, на мойке радиаторов съели самую большую собаку. К ним и советуем обращаться. Только хорошо бы проследить, чтобы они закрыли от струй воды переднюю часть двигателя и электродвигатель вентилятора.

Ну а если машина эксплуатируется давно и пора менять охлаждающую жидкость в системе, то есть смысл демонтировать радиатор и промыть его снаружи и изнутри, а заодно и всю систему охлаждения.

Не переусердствуйте

Как часто имеет смысл мыть мотор подобным образом? Всё зависит от пробега и условий эксплуатации – многое подскажет внешний вид моторного отсека. На наш взгляд, среднестатистическому владельцу можно ориентироваться на периодичность раз в два-три года.

И последнее. Что бы там ни говорили, а на чистой машине ездить приятнее. Это в полной мере относится и к моторному отсеку. В общем, счастливого пути на вымытой машине!

ЗА РУЛЕМ №07 2018