Разбираемся в причинах невысокого ресурса пневмоподвесок. Автор Стас Панин

 

Загляните на задворки любой крупной фирмы или богатого коммерческого банка с роскошным автопарком – вы непременно увидите у забора пару «присевших на одно колено» автомобилей. Подводят пневмоподвески, которые выходят из строя гораздо раньше, чем это можно предположить. Бывает, что за ночь оснащенная «пневмой» машина ложится на все четыре колеса.

Зачастую пневмоподвеска выходит из строя гораздо раньше, чем это можно предположить
Зачастую пневмоподвеска выходит из строя гораздо раньше, чем это можно предположить

Дилерские СТО, когда туда обращаются по гарантии, поют известную песню – и «находят» неисправность пневмобаллонов не сразу, а после нескольких визитов, когда гарантия уже не действует и владельцы вынуждены ремонтировать машины за свой счет.

ТИШЕ ВОДЫ, НИЖЕ ТРАВЫ

Автомобили с заводской пневмоподвеской оборудованы системой контроля горизонта. Опираясь на данные датчиков высоты кузова, установленных со стороны каждого колеса, блок управления поддерживает постоянный клиренс. Система работает и при заглушенном моторе. Если подспущен один из пневмобаллонов, блок стравливает воздух из всех остальных. Так как подобную подвеску конструктивно невозможно сделать герметичной, то даже при ее полной исправности система контроля «горизонта» значительно ускоряет эффект проседания машины после ночной стоянки.

Раньше система контроля уровня кузова при заглушенном моторе работала иначе. Она, наоборот, накачивала воздух, включая компрессор. За ночь это прилично подсаживало аккумулятор. Да и сам компрессор в таком режиме существенно нагревался и неизбежно изнашивался. Поэтому производители предпочли контроль «горизонта» со стравливанием воздуха, который больше щадит узлы и меньше – нервы владельцев.

Один из таких автомобилей прошел через наши руки – это Audi A7 Sportback 2012 года выпуска, оснащенный задней пневмоподвеской. Отработав меньше трех лет в щадящем режиме, «пневма» испустила дух. Почему?

Пневмобаллоны рукавного типа. В рабочем состоянии нижняя часть элемента заходит внутрь тела стойки, как бы подворачивая за собой оболочку. Это чем-то напоминает начальную фазу засучивания рукава одежды. Широкий беловатый пояс (1) – область перетирания оболочки. Пыльник (2) пневмостойки не спасает от попадания реагентов и песка и при этом мешает осмотру баллона на наличие повреждений, когда узел стоит на автомобиле. Полноценная диагностика возможна только после снятия и разборки элемента.
Пневмобаллоны рукавного типа. В рабочем состоянии нижняя часть элемента заходит внутрь тела стойки, как бы подворачивая за собой оболочку. Это чем-то напоминает начальную фазу засучивания рукава одежды. Широкий беловатый пояс (1) – область перетирания оболочки. Пыльник (2) пневмостойки не спасает от попадания реагентов и песка и при этом мешает осмотру баллона на наличие повреждений, когда узел стоит на автомобиле. Полноценная диагностика возможна только после снятия и разборки элемента.

Первые жалобы на проседа­ющую после ночной стоянки корму поступили от владельца еще в гарантийный период. Дилер проводил диагностику, в том числе и компьютерную, но не находил неисправностей пневмоподвески. Машину даже оставляли на ночь, но корма не проседала. Вне сервиса автомобиль ложился охотнее, но после пуска мотора компрессор в течение пары минут надувал пневмобаллоны до нормального положения кузова – и подвеска работала без нареканий.

Постепенно неисправность прогрессировала. После очередной ночевки под крышей дилерского техцентра кузов автомобиля наконец-то лег на колеса. Так как система не выдавала кодов ошибок и все элементы успешно проходили тестирование с помощью компьютера, сервисмены приговорили пневмобаллоны к замене по причине их негерметичности. На тот момент машина эксплуатировалась два с половиной года – гарантия уже не действовала; владельцу пришлось менять узлы за свой счет, выложив $1 500, хотя машина пробежала всего 45 000 км.

СЛОВО АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЮ

В данном конкретном случае действия дилера корректны. При первых обращениях в сервис с жалобами на работу пневмоподвески диагностика не выявила каких-либо неисправностей в системе, поэтому оснований для ремонта не было. Негерметичность пневмобаллонов проявилась только при последующем обращении – уже в постгарантийный период.

Пневмостойки прошли модернизацию. При замене дилеры устанавливают доработанные стойки. Анализ и модернизация деталей и узлов – нормальный процесс, который осуществляет каждый автопроизводитель.

Гарантия на автомобили Audi составляет два года без ограничения пробега, и компания не планирует пересматривать эти условия. Производитель не предусматривает безвозмездного выполнения таких работ в постгарантийный период. Дилерский центр в этом случае принимает решение о предоставлении специальных условий самостоятельно, как независимое юридическое лицо. Это проявление доброй воли с его стороны.

Мы передали эти пневмостойки на экспертизу в НАМИ. Эксперты вынесли страшный вердикт: естественный износ оболочки баллонов; порезов и прочих случайных повреждений нет. Фантастика! Пробег-то не так уж велик! Более того, немалый уже опыт эксплуатации таких машин говорит о том, что пневмобаллоны – это… расходники. Безумно дорогие. Их нужно периодически менять – как меняют, например, амортизаторы. И чем хуже и грязнее дороги, тем быстрее умирает «пневма». Помните об этом при покупке автомобиля на «воздушных подушках» – и либо закладывайте в бюджет кругленькую сумму на ремонт, либо продавайте его после первых случаев значительного проседания подвески. 

СЛОВО ЭКСПЕРТУ

Олег Беликов, автотехнический эксперт ФГУП «НАМИ»
Олег Беликов, автотехнический эксперт ФГУП «НАМИ»

Пневмобаллоны так называемого рукавного типа использует не только Audi, но и другие производители – в частности, Mercedes-Benz и Land Rover. Механизм образования отверстий в их оболочках идентичен и носит естественный эксплуатационный характер, ведь это резинотехническое изделие. Несмотря на наличие кожуха-пыльника, на рабочей поверхности баллона неизбежно оказывается песок, состоящий из частиц кристаллического кремния. Он попадает на пару трения оболочка баллона – опорная чашка стойки и образует на ней игольчатые отверстия. Скорость истечения воздуха через них крайне мала, в течение полутора часов давление в баллоне, по манометру, практически не падает, поэтому обнаружить эти отверстия очень сложно. Лишь позже они превращаются в видимый разрыв.

Баллоны с износом, как на вашем Audi, еще можно использовать, а потому не торопитесь с их заменой, если машина уже не на гарантии. При проседании кормы после ночной стоянки компрессор накачает стойки за пару минут после пуска мотора и автомобиль можно спокойно эксплуатировать. Это никак не сказывается на ресурсе остальных элементов. Если при заведенном моторе работа подвески не вызывает претензий и на приборной панели не загорается индикация неисправностей, причин для волнения нет.

Средний срок жизни пневмобаллонов рукавного типа на отечественных дорогах – около 70 000 км. В Европе – 100 000 км. У нас они ходят меньше из-за более низких температур, пыли и грязи на дорогах, а также обильного использования реагентов, ускоряющих износ оболочки стоек. Возраст машины не играет роли – важен именно пробег, а точнее, количество рабочих циклов сжатия-разжатия стоек.

Небольшое проседание подвески после ночной стоянки – нормальное явление. Ведь допустимая скорость утечки воздуха нигде не оговорена, а элементы такой подвески невозможно сделать абсолютно герметичными. И дилер, естественно, не будет стремиться менять пневмобаллоны в гарантийный период. Обычно сервисмены проявляют несговорчивость и берут машину в работу, только если кузов за ночь полностью ложится на колеса.

Благодарим за помощь в подготовке материала НИ ЦТЭ ФГУП «НАМИ».

За Рулем №3 март 2016