Редко, но случается, что автомобиль, оставленный в неудачном месте, довольно быстро превращается в глыбу льда. Мастерство скульптора-ледокола осваивал Андрей Сидоров. Фото Константина Якубова

Холодный душ

Принципиальную разницу между гололедом и гололедицей усматривают, пожалуй, только синоптики. Им важна суть процесса образования льда, нам же – результат. А уж как намерз лед на дороге – ударили холода после оттепели или пролился дождь на мерзлую землю, – не все ли равно, если под колесами каток и лучше за руль не садиться. Но гололед как природное явление знаменит тем, что, в отличие от гололедицы, образуется не только на дороге, но и на любых поверхностях – на деревьях, домах, опорах ЛЭП и особенно охотно на выстуженном железе. Известны случаи, когда в зимний шторм на автомобиле, оставленном на набережной, в считаные часы нарастала корка льда толщиной в несколько сантиметров. Тогда уж за руль и захочешь – не попадешь. Но это стихия, и если следить за прогнозом погоды, к ее ударам можно подготовиться. Другое дело – гололед техногенный, к примеру образовавшийся вследствие прорыва водопровода. Эти аварии традиционно, но непредсказуемо случаются именно в мороз. Наш эксперимент – реставрация одного такого события.

Минувший Новый год мы встречали у приятеля на даче. Собрались загодя – домик основательно вымерз, его предстояло как следует протопить. Котел дровяной, система отопления на воде, которую по осени, разумеется, слили. Расчистив от снега площадку перед домом, кое-как разместили машины и занялись хозяйством. Натопить избу, конечно же, мужская работа, а пока котел не вышел на режим, нужно было как-то согреться. Согрелись по маленькой. Хозяин полез в подвал запустить насос, а мы занялись топкой. Дрова трещат, батареи теплеют, жизнь понемногу налаживается.

И «Логан» подо льдом блестит

Ночевавший перед воротами гаража автомобиль, за ночь превратился в ледяную глыбу. Но каким образом при ясной погоде машина вросла в лед по самую крышу? Версия с Дедом Морозом хотя и красивая, но уж слишком сказочная. Все куда прозаичнее. Примитивный поплавковый автомат, регулирующий заполнение системы отопления, не то примерз, не то приржавел в открытом состоянии, и подпитка расширительного бачка на чердаке продолжалась всю ночь. Излишки воды через переливную трубу вытекали на крышу и дальше – на машину, стоявшую под карнизом. Видимо, под утро поплавок, наконец, сработал, но дело было сделано – «мамонт» замерз заживо.

Ответный шаг за нами. Не ждать же весны, когда глыба растает естественным образом. Тогда, еще не имея опыта борьбы с обледенением, мы, чтобы попасть в машину, затратили два часа и пару ведер горячей воды – на оттаивание водительской двери. Реконструкция той новогодней ночи воспроизводит более вероятное событие – обледенение, вызванное сугубо атмосферными явлениями. Слой льда – 3 сантиметра, мороз около –18°С.

Что делать?

Главное – не паниковать. На первый взгляд, единственно правильное решение – эвакуация машины в теплый бокс. Но мы-то уверены, что ничего страшного не произошло. Чтобы привести машину в транспортное состояние, понадобятся совсем небольшие усилия. Если поблизости есть жилье, то и вовсе не о чем беспокоиться. Самый простой, надежный и безопасный способ – все тот же кипяток. Электрочайник закипает за 5 минут, а наработанный нами опыт показал: чтобы разморозить одну дверь, достаточно двух чайников кипятка.

Первым обдаем панель двери, не затрагивая ее стекло. Лед хрустит и щелкает, покрываясь сквозными трещинами. Под легкими ударами кулака толстая корка легко отходит от металла и снимается пластами, не причиняя вреда краске. Таким образом удается очистить практически всю дверь, за исключением стекла, – им озаботимся чуть позже. Второй чайник уходит на отогрев проема двери. Если лить экономно, не расплескивая попусту, а точно в щель, начиная с верха, дверь гарантированно оттаивает. Дальше совсем просто: пускаем мотор, включаем фары, обогрев заднего стекла, отопитель (если не примерз его моторчик) и, как только салон немного прогреется, опускаем стекла дверей. Между ними и коркой льда уже достаточно водяной пленки, чтобы стекло легко убралось в дверь. Лед, разумеется, выбиваем наружу. Осталось очистить ветровое и заднее стекла. Подковыривая оттаявшие пласты, например, отверткой, облить зеркала, снять ледяную скорлупу с фар и фонарей – и можно ехать. Остатки льда вскоре отлетят сами собой.

Если обледенение настигло вдали от жилья, кипятка в чайниках не натаскаешься. Здесь тактика несколько иная, и многое зависит от обстоятельств. Когда на помощь может прийти вторая машина и под рукой есть подходящий шланг, эффективный способ – использовать ее выхлопные газы. Направим их через шланг на щель дверного проема. Мотор «десятки» на 3000 холостых оборотов проплавляет в 3-сантиметровом слое льда пятно размером в ладонь примерно за 2 минуты. Ладоней по периметру двери, исключая порог, укладывается десять-двенадцать. Итого, если работать сноровисто, за полчаса дверь отогреется.

Если помощи ждать неоткуда, придется разводить костер. Способ не так уж плох уже потому, что совмещает полезное с приятным: и сам согреешься, и лед растает. Если удастся приспособить примитивный экран-отражатель, дело пойдет куда быстрее. У нас на морозе даже небольшой костерок вызвал столь бурное таяние льда, что вода с порогов не просто капала – текла множеством струек. Здесь важно не переусердствовать, чтобы не подпалить краску на двери, – костер следует разводить не ближе метра от машины.

Неплох такой инструмент, как паяльная лампа, но лишь при умелом и аккуратном обращении. А вот бытовая газовая горелка на баллончике с бутаном оказалась практически бесполезной: газ на морозе испаряется плохо, пламя то и дело гаснет. А всякий раз отогревать баллон за пазухой неуютно. Да, как видим, и не нужно – есть более эффективные способы. А тепло живота своего лучше поберечь – когда проникнете в машину, в ней будет очень холодно…