На электромобиле – через горный перевал с перепадом высот на маршруте 752 метра! Более 200 километров без подзарядки! Зимой… Доедем – не доедем? Рулил и сомневался Леонид Сапожников. Фото автора и AEC.

Горожанин в горах

BYD e6 выглядит солидно и элегантно. Дизайнеры наградили его внешностью кроссовера, но в действительности это универсал с передним приводом и скромным (138 мм) дорожным просветом. Явно малый по меркам «паркетников» клиренс объясняется тем, что под днищем машины размещены феррумные батареи – 8 блоков по 12 ячеек в каждом. Они обеспечивают электромобилю запас хода до 300 км, но и весят около тонны. Отсюда большая снаряженная масса – почти 2300 кг. А мощность электродвигателя у нашего е6 всего 121 л.с. Осилит ли такая машина Ангарский перевал?
Сомнение отпало на первом же крутом подъеме: е6 с тремя пассажирами шёл в гору спокойно и уверенно. Скорость 60-70 км/ч. Быстрее ехать не хочется: сдерживают мелькающие на табло цифры мгновенного расхода электроэнергии. Стоит сильнее придавить электронную педаль акселератора – и они становятся весьма внушительными. А ведь мы должны не только доехать до Ялты, но и гарантированно вернуться в Симферополь к отправлению киевского поезда…
За перевалом стало веселей: у цифр расхода появился знак минус. Это значит, батареи при торможении подзаряжаются в режиме рекуперации. Мощные тормоза и острый информативный руль (2,7 оборота от упора да упора) будто специально созданы для спуска по горному серпантину. На крутых поворотах благодаря низкому центру тяжести почти неощутимы крены. А ведь BYD е6 задуман производителем как городское такси, и горы отнюдь не его стихия!
Кстати, о назначении машины свидетельствует отсутствие в ней… бардачка. Все нужные в пути мелочи водитель может держать в боксе под широким подлокотником.
А пассажиру бардачок ни к чему.

Неофициальный рекордсмен

Жаль, что с нами не было представителя Книги рекордов Украины: впервые в нашей стране электромобиль проехал 211 км, а к тому же по горной дороге. При этом он израсходовал 55 кВт-ч электроэнергии. Её стоимость по тарифу «Киевэнерго» – 15,4 грн.
Сравним: почти столько же (15 грн) стоит билет на троллейбус Симферополь–Ялта, но только для одного пассажира и в один конец!
Силовая установка BYD е6 имеет два режима: Economy и Sport. Мы, естественно, пользовались экономичным, а спортивный включили на полминуты, чтобы почувствовать разницу в динамике. Она впечатляет (вот где в полный голос заявляет о себе крутящий момент в 450 Нм!). Но запас хода при этом быстро тает. Таксомотору режим Sport явно не нужен, он просто дань моде.
На то, что е6 будут покупать как семейный автомобиль, компания BYD AUTO и её официальный импортёр в Украине не рассчитывают. Дело в том, что из-за феррумных батарей эта машина значительно дороже «одноклассников» с двигателями внутреннего сгорания, – её цена зависит от комплектации, но пока не ниже $50 000. А для такси с ежегодным пробегом порядка ста тысяч километров это не страшно. Простая арифметика: традиционный автомобиль того же класса расходует на 100 км 10-11 литров бензина, т.е. не менее 110 грн. А для BYD е6 в нашем пробеге 100 км обходились в 7,4 грн (и это в горах – в городе было бы дешевле). Значит, наездив за год 100 тыс. км, владелец электрического такси сэкономит более ста тысяч гривен! Важно отметить, что ему не придётся тратиться на покупку новых батарей: они выдерживают 4000 циклов зарядки, но и после этого годны для эксплуатации – правда, с меньшим запасом хода.
BYD е6 сегодня широко используется как такси у себя на родине – в Пекине, Шанхае, Гонконге и др.
В одном лишь Шеньжене, где находится штаб-квартира BYD, их 300. Эти таксомоторы уже можно встретить на обоих американских континентах: в Лос-Анджелесе, Сан-Хосе, Сан-Диего (Калифорния), в Боготе, Лиме и Сантьяго. Не отстаёт и Европа: пилотные проекты запущены в Лондоне, Амстердаме, Роттердаме, Франкфурте и Малаге. В Киеве тоже может появиться е6 с «шашечками»: официальный импортёр подписал со столичной мэрией протокол о намерениях.

Благодарим за помощь «Автомотив Юроп Корпорейшн».


[%GALLERY%]

ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Модель

BYD e6

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Размеры, мм:

  

длина/ширина/высота/база

4554/1822/1630

Колесная база, мм

2831

Минимальный радиус разворота, м

5,5

Объем багажника, л

385/1000

Клиренс, мм

138

Снаряженная/полная масса, кг

2295/2670

Количество мест

5

Время разгона 0–100 км/ч, с

<10*

Макс. скорость, км/ч

140

Запас хода, л

300

Расход электроэнергии, кВт-ч/100 км

<21,5

ДВИГАТЕЛЬ

синхронный магнитоэлектрического типа

Максимальная мощность, кВт/л.с. при об/мин

90/121

Крутящий момент, Н.м

450

ТРАНСМИССИЯ

Тип

переднеприводная

Коробка передач

М6

А6

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска: спереди/сзади

подвеска спереди и сзади – торсионная Wishbone

Размер шин

225/65 R17

БАТАРЕИ

феррумного типа

Количество циклов перезарядки

4000

Время зарядки на электрозаправке от источника тока 100 кВт, мин.:

быстрой
(до 80% емкости) – 15

полной – 40

Время зарядки в «домашних условиях» от источника тока 10 кВт, мин.

360