В этой рубрике мы уже советовали, как создать свою автомойку и шиномонтажную мастерскую (см. ЗР, 2007, №№ 2 и 4; ЗР, 2008,№ 5, а также наш сайт uzr.com.ua). Сегодня речь пойдет об автомалярной мастерской.

Публикуемый материал редакция получила из Харькова. Нельзя утверждать, что указанные в нем цены одинаковы для всей Украины, – они всего лишь ориентир. Но с главной мыслью трудно не согласиться. Вместо того чтобы держать свободные средства под подушкой или доверять их сомнительным банковским депозитам, лучше вложить их в свое дело, справедливо считает Виктор Плахтий. Фото автора.

Малярные мастерские можно условно разделить на три вида: 1. Покрасочные станции при солидных СТО, в том числе фирменных. 2. Кустарные малярки «дяди Васи», который красит машины в собственном гараже, а зачастую и на открытом воздухе. При этом о соблюдении каких-либо технологических условий нет и речи. Зато цена для клиента на порядок ниже, чем в фирменном сервисе. И «дядя Вася» легко берет в работу даже старые отечественные авто, которыми брезгуют фирменные станции. 3. Малярки, занимающие промежуточную нишу (о них-то и пойдет разговор). Это мастерские, зарегистрированные как ЧП и имеющие необходимый технологический минимум для качественной покраски.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Этот бизнес не требует лицензирования, поэтому достаточно зарегистрировать ЧП и оформить документы на помещение с учетом требований пожарной и санитарной безопасности (это стоит около 1500 грн). Но сначала, разумеется, подходящее помещение надо найти. В нем должны быть отдельная камера для покраски авто и бокс, где происходит подготовка (сборка-разборка, шпатлевка, полировка и т.д.). Лучше, если отсек для подготовки позволит принять несколько машин – соответственно повысится производительность. Минимальная площадь для одного автомобиля примерно 25 кв.м. Т.е. чтобы создать, своеобразный конвейер, при котором можно одновременно обслуживать четыре автомобиля (один из них – в камере), нужны 100 кв.м технологической площади. Помещение лучше искать в спальном районе, где дешевле недвижимость.

Оптимальный вариант – гаражный кооператив: в нем обычно есть выбор боксов, которые продаются или сдаются в аренду (если повезет, можно купить несколько соседствующих). Не менее важно, что в таких кооперативах, как правило, трудятся кузовщики. А значит, у вас есть шансы создать с кем-то из них взаимовыгодный тандем: ведь после рихтовки требуется покраска. Еще одно достоинство гаражного кооператива: различным мздоимцам-«проверяющим» тебя сложнее найти… Покупка помещения явно предпочтительнее аренды. Ведь чтобы его отремонтировать и превратить в малярную мастерскую, надо потратить минимум $12-15 тыс. (а затем ежемесячно платить за аренду $500-700). Вкладывать такие средства в чужой бокс крайне опасно. В то же время покупка подходящего помещения обойдется в $15-30тыс. Выгода очевидна.

ПОКУПАЕМ ОБОРУДОВАНИЕ

Оборудование покрасочной камеры состоит из системы приточно-вытяжной вентиляции с возможностью нагрева приточного воздуха. Современные краски и материалы позволяют уйти от необходимости запекать покрашенные детали в камере. Оптимальная температура, при которой краска будет нормально сохнуть, – 60-80oC. Зимой, если температура в камере понижена, в лак можно добавлять «ускоритель сушки». Сейчас можно приобрести готовые мобильные покрасочные камеры. Их цена колеблется от 20 до 50 тыс. долларов, но гораздо дешевле самостоятельно воссоздать принцип их действия. На потолке устанавливаются сопла, из которых направленно поступает подогретый воздух, а в полу (по периметру) – решетки.

Под ними прокладываются трубы с прорезями, работающие на вытяжку. В такой камере при распылении краска оседает на кузове, а не где попало. Отсюда ее меньший расход и, главное, – качественное покрытие. Естественно, в системе вентиляции должны быть фильтры, предотвращающие попадание пыли с улицы. Важна также возможность регулировки скорости вентиляторов. Обойдется такой комплекс, созданный своими силами, примерно в $3000. Другие ориентировочные расходы: – покупка и монтаж системы освещения, состоящей из ламп дневного света (чем их больше, тем лучше) – $200; – компрессор – $600; – краскопульт – $200; – набор инструмента (отвертки, ключи, шпатели) – $150; – шлифовальная и полировочная машинки – по $100.

ПРИКИНЕМ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ

Начнем с ориентировочных расценок на малярные работы: – крыло, бампер, дверь – 750- 1000 грн. – крыша, капот – 900-1500 грн. – полировка кузова – 1000 грн. – пока что с ростом курса доллара они возросли всего на 50-150 грн – потерять клиентов намного дороже… Месячный оборот малярной мастерской площадью 50 кв. м с персоналом из двух человек (маляр и его помощник) составляет в среднем $4000. Из них на материалы и сопутствующие расходы (шпатлевка, шкурка, растворители, клеенка, бумага, полировочная паста, скотч малярный, электроэнергия), а также на уплату налога с ЧП (200 грн/мес.) и «неформальные контакты» с пожарными и СЭС (не в Германии живем!) уйдет порядка 30%, т.е. прибыль составит примерно $2800. Зарплата персонала составляет примерно 60% прибыли.

Оставшиеся 40%, т.е. $1120 – это ваша чистая месячная прибыль. Теперь прикинем, за какой срок окупятся первоначальные минимальные вложения ($15 000 за помещение и $12 000 за ремонт): 27 000 : 1120 = 24 месяца. Естественно, если вложения на старте будут больше, соответственно увеличится и срок. О РЕКЛАМЕ На первом этапе, пока ваша мастерская практически неизвестна, не обойтись без прямой рекламы (в городских газетах, на автомобильных веб-сайтах и т.п). При размещении рекламы в Интернете особое внимание стоит обратить на сайты автоклубов. В дальнейшем же лучшей рекламой служит качественно выполненная работа – информация о ней и о вашей мастерской будет передаваться «из уст в уста».

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!

Ключевые фигуры в малярном бизнесе – сам маляр и поставщик красок. К их выбору необходимо подойти очень тщательно. Особенно важен маляр! Нередко такую мастерскую создают под конкретного специалиста с большим опытом работы и своей клиентской базой. Найти подходящего поставщика проще: несмотря на кризис, существует достаточно фирм и магазинов, предлагающих услуги по подбору и продаже лакокрасочной продукции. Здесь при выборе, естественно, очень важен предлагаемый бренд материалов и их стоимость, но надо учитывать и другие существенные факторы. Один из них – ответственность за отпущенный товар (если по ошибке колориста цвет не совпал, замена краски должна проводиться за счет магазина). Кроме того, при правильно налаженном сотрудничестве с продавцами красок можно договориться о доставке материалов непосредственно в малярку, чтобы не тратить время и топливо на поездки в магазин. Удачи вам!