Широкое строительство автомобильных дорог считается классическим средством преодоления экономического кризиса. Пригодно ли это средство для Украины?

В годы Великой Депрессии (1929-1934) Соединенные Штаты переживали, пожалуй, самый тяжелый период своей истории. Обанкротилось множество банков и компаний, на бирже труда состоял на учете каждый четвертый трудоспособный американец (более 17 млн. человек). Президент Франклин Рузвельт в своей антикризисной программе сделал главную ставку на строительство сети автодорог. К строительству привлекали как безработную молодежь (для нее создавали мобильные трудовые лагеря), так и людей старшего возраста, оставшихся без средств к существованию. Всего в
30-е годы было построено 180 тыс. км дорог разной категории. Самым длинным по тем временам (3800 км) стало шоссе 66 Чикаго–Лос-Анджелес.
Немецкие автобаны тоже появились на волне кризиса. Их концепция – отсутствие пересечений в одной плоскости и крутых поворотов, разделительный барьер и т.п. – была разработана еще в конце 20-х, а первая автомагистраль Кёльн – Бонн была открыта в 1932-м, за год до прихода Гитлера к власти (что не помешало последнему объявить создание автобанов исключительно своей заслугой). После войны, когда Германию вновь захлестнула безработица, страна вернулась к активному строительству скоростных дорог. Результат хорошо известен…

БУДЕТ ХЛЕБ – БУДЕТ ПЕСНЯ

Дороги образно, но вполне справедливо называют кровеносными сосудами экономики. Она не может быть здоровой и эффективной без нормальной дорожной сети. Скверные дороги – это потери времени и топлива, срыв планов, аварии… Мы притерпелись к этому, как к старой болячке. Кризис дает уникальную возможность избавиться от нее и одновременно дать людям работу. Причем не только «на переднем крае», где ведут саму дорогу, но и в проектных организациях, и в карьерах, и на заводах дорожных машин, и на заводах металлоконструкций… Список легко продолжить.
А учтем еще инфраструктуру вдоль дорог: заправки, ремонтные мастерские, кафешки, мотели и т.п. – это ведь тоже рабочие места!
Будет у людей работа – будет и зарплата. Даже если по минимуму, на еду, то уже это не даст зачахнуть сельскому хозяйству… Не надо быть большим экономистом, чтобы понять простую вещь: спасение экономики не в изобретении новых налогов и увеличении старых, а в повышении покупательной способности населения. Государство Украина не в состоянии, как Германия, компенсировать потери в зарплате гражданам, переведенным на неполную рабочую неделю, но создавать максимум рабочих мест оно может и обязано! А значит, строительство современных дорог важно для нас, как никогда.
Добавлю, что Украине, занимающей на редкость выгодное географическое положение между Западом и Востоком, просто грех не зарабатывать на транзите международных грузов, перевозимых автопоездами. Для этого, опять-таки, необходимы нормальные дороги, которые мы не удосужились построить за семнадцать лет независимости…
Правительство это понимает: оно намерено реализовать с 2009 года 19 проектов автомагистралей на общую сумму 118 миллиардов гривен. К этим цифрам и к тому, что стоит за ними, мы вернемся в одном из ближайших номеров.

ОТВЕТ СКЕПТИКАМ

Карл Маркс говорил: «Подвергай всё сомнению». Он имел в виду: «…прежде чем начать действовать». В чем-в чем, а в бездеятельности бородатого классика не упрекнешь… У нас же многие ставят под сомнение любую дельную идею лишь бы с умным видом ничего не менять. В Интернете бродят ехидные аргументы против антикризисного строительства дорог. Попробую на них ответить.
Чего ради офисные работники, все эти стильные менеджеры, девицы-секретарши, тетки-бухгалтеры или даже более приземленные металлурги с шахтерами захотят эти самые дороги строить?!
Ответ прост и суров: ради зарплаты, если временно не будет другой возможности ее получать. Непрестижно? А вот это зависит от властей! В Америке провожали молодежь в трудовые лагеря под оркестровую музыку – почти как комсомольцев на целину. И у нас можно создать атмосферу Большого Дела, необходимого стране, – тем более что оно, в отличие от той целины, действительно необходимо. Учредить медаль, узаконить льготы – к примеру, дать право бесплатного проезда по будущим магистралям… Нужны еще подсказки? Их у нас много – обращайтесь!
Почему изначально предполагается перевод квалифицированных кадров на работы, не требующие особых навыков?
Подчеркну: речь идет о современных дорогах, а значит, и о современных технологиях их строительства и содержания. Разбрасывать битум совковой лопатой – это каменный век. У тех, кто придет строить дороги, должна быть возможность освоить новую специальность. Я вовсе не уверен, что машинист экскаватора или асфальтоукладчика проигрывает в квалификации «стильному менеджеру»…
Да где же на это деньги взять? Госбюджет и так дырявый!..
Вероятно, Кабмин, называя сумму 118 млрд грн, знает, что говорит. По моему скромному мнению, первоначальные средства мог бы выделить ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития), – ведь Европа, пожалуй, не меньше нас заинтересована в наших автомагистралях. А дальше работал бы «эффект Мюнхгаузена», который сам себя вытаскивал за волосы из болота: наша экономика по мере строительства дорог поднималась бы на ноги, пополняя государственный бюджет.
Вообразите, сколько денег будет украдено на этой масштабной афере!
Наивно гарантировать, что каждая копейка будет закатана в асфальт. Но эти инвестиции, в отличие от траншей Международного валютного фонда, имеют четкое материальное воплощение, поэтому кредитор (тот же ЕБРР) может проследить за их судьбой.

И НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…

Пора ясно дать себе отчет: жизнь никогда уже не будет такой, как прежде. Безудержное потребление на основе кредитной «халявы» завело мир в тупик. На горизонте все явственнее маячит тотальный дефицит энергоресурсов. Повод ли это для паники и отчаяния? Ни в коей мере! Просто надо учиться жить по-новому, согласуя свои потребности с возможностями и разумом. «Кризис» по-древнегречески означает «испытание». Проверим, чего мы стоим.

{2}

{3}