Дорожные пробки добрались и до Украины. Пути решения этой острейшей проблемы изучала
и предлагает для обсуждения редакция.

В сравнительно недавнем прошлом советская пресса пугала народ «гримасами капитализма», в числе которых были и дорожные пробки. Подразумевалось, что у нас благодаря плановой системе хозяйствования они невозможны строительство дорог всегда будет вестись опережающими темпами по отношению к росту автопарка. А поскольку автопарк рос медленно практически лишь за счет автомобилей, сделанных в СССР, то и дорожники спали спокойно. Даже дороги союзного значения такие, как Москва Симферополь или Ленинград Одесса строили двухполосными. Градостроители же проектировали улицы, развязки и т.п. исходя из генеральной линии, озвученной еще в середине 60-х министром автомобильной промышленности СССР: «Советский народ предпочтет личным автомобилям общественный транспорт!» В итоге нам достались в наследство не только узкие улицы, но и крохотные «карманы» для парковки автомобилей возле жилых домов: одно место на сорок квартир…

Вот так мы догнали и перегнали Америку с Европой не по производству мяса и молока на душу населения, а по интенсивности дорожных пробок. Средний американец теряет в них 36 часов в год, средний житель Германии 60 часов. В Киеве и других городах-миллионниках Украины уже сейчас среднестатистический водитель теряет на порядок больше. А вместе с ним несут потери экономика и экология (хотя бы потому, что в пробках сжигаются тысячи лишних тонн топлива), не могут пробиться по экстренным вызовам пожарные, милиция, «скорая»… Стоп! С этого момента забудем о «тяжелом прошлом», на которое так легко и заманчиво списать проблему дорожных пробок. Мы сами, от высших властей до рядовых водителей, усугубляем ее своими действиями (а власти еще и бездействием). Как бороться с «закупоркой автотранспортных сосудов»? Что можно и нужно делать? Ответы мы будем искать вместе с читателями и специалистами в новой рубрике «Антипробка». Не будем «изобретать велосипед»: посмотрим, какие способы борьбы используются в мировой практике. Начнем с самых непопулярных, административных мер…

ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ КНУТА

Способ № 1: высокие штрафы за нарушение правил проезда перекрестков (в ПДД Украины раздел 14), расположения транспортных средств на проезжей части (раздел 10), остановки и стоянки (раздел 13). Вот типичная для наших больших городов картина: загорелся «зеленый», но ехать нельзя, потому что перекресток забит машинами поперечного направления… Их водители нарушили пункт 14.4 ПДД, запрещающий выезжать на перекресток, если на нем образовался затор (многие наверняка и не догадываются об этом требовании Правил). Ну, а теперь давайте и мы нарушим попрем наперерез, возмущенно сигналя и создавая на перекрестке полный хаос! Как говорится, чем мы хуже? Результат: перекресток надолго парализован, в обоих направлениях образуются километровые очереди… Абсолютному большинству европейских и американских водителей не пришло бы в голову действовать таким образом. Потому что это глупо, но еще и потому, что не хочется платить штраф в сотни долларов или евро. А Украина страна ну очень смешных штрафов! Уже и сами водители все чаще высказываются за их повышение, а Верховная Рада, созыв за созывом, игнорирует этот перезревший вопрос то хочет выглядеть «доброй» перед электоратом, то за сварами руки не доходят. Кстати, я не знаю примера, когда в подобной дорожной ситуации был бы наказан хотя бы один нарушитель. Зато не раз видел инспекторов ГАИ, которые покидали такие перекрестки по сути, трусливо дезертировали… Другая типичная «пробкообразующая» ситуация: водитель остановился на «красный» в крайнем ряду, предназначенном для поворота по стрелке. Ну, с каждым бывает не сразу заметил предписанное направление движения. Так вспомни же (если, конечно, знаешь) пункт 14.8 ПДД, который требует в таких случаях продолжать движение в направлении, указанном включенной стрелкой! Сзади, пылая праведным гневом, скапливаются те, кому нужно повернуть, вот вам и пробка буквально на ровном месте… Любой, кто знает правила движения и ездит по городу, может продолжить эти примеры. К несчастью, требования ПДД известны далеко не каждому водителю ведь многие в той или иной форме покупают «права». Это отдельная очень серьезная тема…

Способ № 2: использование эвакуаторов. Была когда-то популярная песня «Если бы парни всей Земли…». Вот было б здорово, если бы водители всей Украины или хотя бы больших ее городов считались со знаками запрета остановки и стоянки! Проезжая часть многих улиц сразу бы расширилась в полтора-два раза ведь ее правую полосу нынче редко можно использовать для движения… Киевская городская власть не надеется на такое чудо и наращивает парк эвакуаторов, действующих в центре столицы. Вызволить эвакуированную машину стоит дорого, а к тому же владелец, обнаружив ее пропажу, испытывает жестокий стресс. Негуманно. Тем не менее, эвакуаторы применяют и кое-где в Европе. Так, в центре Амстердама можно запарковать автомобиль максимум на два часа, и, по словам местных жителей, к концу этого срока неподалеку уже стоит в боевой готовности эвакуатор…

Способ № 3: блокировка колеса. С нарушителями правил парковки борются и таким путем. Автор не раз видел это своими глазами в Праге и Варшаве. Ироничные поляки называют блокиратор «испанским сапогом» было такое средневековое орудие пытки… Этот способ не может вызвать инфаркт у автовладельца, но и не освобождает проезжую часть просто служит уроком на будущее. В Киеве как средство борьбы с пробками он не прижился. Сейчас его реанимировали с чисто комерческой целью: блокировка колес грозит водителям, не оплатившим парковку…

Способ № 4: система «чет-нечет» Ее идея проста и радикальна: по четным дням в городе имеют право ездить автомобили с четными номерами, а по нечетным с нечетными. Эту систему можно назвать афинской, т.к. она действует в столице Греции с 1982 года. Но ездить-то надо ежедневно, и большинство афинян имеют второй автомобиль обычно старый, дешевый. Как это отражается на экологии понятно… Другой недостаток системы отсутствие электронного контроля (в масштабах всего большого города он практически невозможен). Поэтому реально штрафуют далеко не всех нарушителей, а только тех, кто попался полиции на глаза.

Способ № 5: платный въезд в центр города. Есть у киевской городской администрации мечта сделать въезд в центральную часть столицы платным. При этом ссылаются на опыт Лондона, где такой порядок действует с 2003 года. Номера автомобилей в платной зоне считываются видеокамерами, и водитель, не заплативший за въезд 8 фунтов, получает по почте штрафную квитанцию на 50 фунтов. Система контроля обошлась лондонскому бюджету в 400 миллионов долларов и по официальным данным позволила уменьшить число машин в центре на 10-15%. Недавно мэр Нью-Йорка Блумберг призвал ввести плату за въезд в Манхэттен деловой центр города площадью 35 кв. км. Пока еще нигде в Америке такое не практикуется, но министерство транспорта США поддержало этот почин. Водитель легкового автомобиля должен уплатить каждый раз $8, водитель грузовика $21. В Риме въезд в центр ограничили еще в 1994 году. Пропуск на год стоит там до 600 евро, за самовольный въезд штрафуют на 78 евро. Подобные ограничения действуют в Болонье, Стокгольме и некоторых других городах Европы. Считается, что несмотря на огромную стоимость систем контроля они себя, в конечном счете, оправдывают. Правда, любой контроль при сильном желании возможно обойти. В том же Лондоне некоторые водители пачкают номерные знаки грязью, чтобы компьютер, получающий изображение от видеокамер, их не распознал. А в Риме электронный пропуск можно купить по сходной цене у инвалидов, которым он выдается бесплатно…

Способ № 6: ограничение числа автомобилей. С 1990 года применяется в городегосударстве Сингапур одном из крупнейших торговых, промышленных и финансовых центров Юго-Восточной Азии. Чтобы купить автомобиль, необходимо сначала приобрести на аукционе разрешение оно обойдется, в среднем, в 8 тыс. долларов. Количество разрешений жестко ограничено: в год разыгрывают приблизительно одно на тридцать жителей. Сама машина стоит очень дорого из-за 40-процентной ввозной пошлины. Но главный подарок ждет счастливого владельца впереди: за первую регистрацию автомобиля надо уплатить сбор в размере 140% его стоимости. В итоге, не имея хотя бы ста тысяч долларов, нечего и замахиваться на покупку скромной легковушки. Эти меры не выглядят такими уж драконовскими, если учесть, что в Сингапуре отлично работают автобусы и метрополитен, а многочисленные такси предлагают свои услуги по единым невысоким расценкам.

Cпособ № 7: ограничение въезда иногородних машин. Действует, например, в Шанхае. В часы пик в город могут въезжать и ездить по нему только машины с городскими номерными знаками (белые цифры на синем фоне). Приобрести такие номера можно лишь на аукционе, что обойдется примерно в $4000. Киевская мэрия уже высказывала идею не пускать иногородний транспорт в столицу или брать с него плату за въезд…

Способ № 8: повышение цен на бензин и дизтопливо. Один из руководителей ГАИ недавно заявил вероятно, от беспомощности и отчаяния, что пробки исчезнут лишь тогда, когда литр бензина будет стоить 10-15 гривен. Замечательное оправдание для нефтетрейдеров и «королей бензоколонок»: повышаем цены не наживы ради, а с благородной общественной целью! Пока нигде в мире такие заявления не звучали, но, как говорится, еще не вечер.
Власть вполне может ухватиться за эту идею. Если для разгрузки улиц можно искусственно взвинчивать цены автомобилей, как в Сингапуре, почему нельзя делать то же самое с топливом? А тем временем его цены растут без всяких оправданий: в Украине ими взят психологически важный рубеж в 1 дол лар. Пробки, однако, не уменьшились, и это неудивительно: каждый день в нашей стране регистрируется около 1500 новых авто.

МОСТ, КОТОРЫЙ САМ ПО СЕБЕ

Безусловно, самое действенное средство борьбы с пробками это расширение и строительство дорог, многоуровневых развязок, мостов и т.п. Но все мы видим, как это делается в нашем отечестве: черепашьими темпами и часто без царя в голове. Киев, через который ежедневно проезжают более ста тысяч транзитных авто, до сих пор не имеет замкнутого объездного кольца. Четыре моста с автомобильным движением давно не справляются с потоками машин (для сравнения: в Париже почти сорок мостов через Сену). Вот-вот будет введен в эксплуатацию пятый, Подольский мост, соединяющий Рыбальский полуостров с ул. НабережноКрещатицкой, но ведь саму эту набережную никто и не думал расширять, а значит, с первого же дня здесь неизбежны заторы… Надо ли доказывать, что подобные проекты должны быть комплексными? И что мосты строятся для борьбы с пробками, а не для того чтобы победоносно отрапортовать о сдаче? Невольно вспоминается поговорка: «Прокукарекал а там хоть не рассветай!..» Привычная отговорка автодоровцев «не хватает средств». Добавлю: и никогда не будет хватать, если распоряжаться ими бездумно и бездарно!

ВСЕМ «СПАСИБО»

Способ № 9: строительство автомобильных тоннелей. В Европе автомобильные тоннели сосредоточены, в основном, на альпийских автомагистралях: это хорошая, скоростная альтернатива горным серпантинам. Один из самых известных тоннель Монблан длиной 11,6 км, соединяющий Францию и Италию. Киевские власти и специалисты изучают целесообразность строительства двух многокилометровых тоннелей в черте столицы. Один из них может пройти от ул. Новоконстантиновской (Куреневка) до ул. Гончара (в районе Львовской площади и площади Победы), а другой под Днепром от станции метро «Левобережная» до пл. Победы. Их ориентировочная стоимость 2,5 миллиарда гривен. О том, чтобы поручить метростроителям прокладку автомобильных тоннелей, всерьез думают и в Харькове. Идея очень заманчивая, способная во многом решить «пробочную» проблему. Но спросим читателей: будут ли в наших условиях тоннели достаточно безопасными? Ведь в них необходимо ехать с включенным ближним светом, соблюдая предписанную скорость и безопасную дистанцию: для европейца нормально, а для наших трудновыполнимая задача. Лампы в фарах бережем пуще собственной жизни: в глубоких сумерках по неосвещенным дорогам мчатся, сливаясь с асфальтом, автомобили-призраки… Короче, весьма сомнительно, что Киев получит тоннели. Но в этом дорогие киевляне и гости столицы пусть винят самих себя.

Способ № 10: реверсивные полосы. Очень хороши там, где утром большинство автомобилей едет в одну сторону, а к концу дня в обратную. К примеру, в Киеве реверсивная полоса на треть повышает пропускную способность моста Патона в «пиковом» направлении, то же самое и на Московском мосту. Увы, по ним очень часто едут против движения: кто от незнания Правил, а кто просто на «авось». Результат тяжкие аварии и намерение властей отменить реверс. Снова скажем «спасибо» сами себе.

Способ № 11: строительство подземных и многоэтажных паркингов. Помогает освободить правые полосы от припаркованных автомобилей, что не только расширяет проезжую часть, но и позволяет зимой без помех очищать ее от снега. Дело крайне нужное весь вопрос в отношении к нему «отцов города». В Киеве предлагалось устроить паркинги под Бессарабской площадью, но городские власти предпочли создать торговые тоннели с бесчисленными бутиками. Построены они, кстати, с таким расчетом, чтобы пешеход, желающий перейти на другую сторону улицы, долго плутал меж витрин в поисках дороги… А как обстоят дела в вашем городе? Какие способы борьбы с пробками вы поддерживаете? В следующем номере УЗР мы продолжим их обзор. Пишите нам в редакцию и на форум сайта www.uzr.com.ua