Самую компактную «Ауди» дополнили двумя дверьми и оснастили новым мотором. Для знакомства с версией «А1 Спортбек» Ярослав Московка направился в родные края Сальвадора Дали. Фото автора и «Ауди».

В Западной Европе юркие хэтчи В-класса – на пике моды, поэтому пятидверный вариант вполне логично пополнил модельный ряд А1, сделав его более привлекательным для многих молодых (и не очень) покупателей, главным образом – семейных или, по крайней мере, компанейских. «Спортбек» дружественнее к задним пассажирам не только благодаря паре «лишних» дверей – он еще чуточку шире и выше: под потолком и в плечах прибавилось аж по сантиметру. Заднее сиденье изначально, как и у трехдверки, двухместное с подлокотником-подстаканником посредине, но на заказ, причем абсолютно бесплатно, его сделают трехместным. Впрочем, есть ли в том смысл? Автор этих строк согласился бы ехать в А1 на втором ряду втроем лишь со стройными симпатичными спутницами, в обществе которых уже было бы не до мыслей о тесноте. Справедливости ради – двум пассажирам здесь сидится вполне уютно, примерно как в предыдущей А4: особо не разгуляться, ибо коленями подпираешь спинку переднего кресла, но часок-другой вытерпеть не проблема.

НА ДВУХ ЦИЛИНДРАХ

Плюс два – это не только про кузов (который, кстати, потяжелел всего-то на 25 кг), но и про линейку силовых агрегатов. К прежним вариациям бензинового двигателя 1,4TFSI – 122 и 185 л.с. – добавилась золотая середина, 140-сильная, которая пойдет в серию к лету с 6-ступенчатой «механикой» и 7-ступенчатой преселективной коробкой S-tronic. Опробовать ее удалось уже сейчас, на презентации. Инженеры «Ауди» почти не стали говорить о динамике машины с этим мотором, – мол, почувствуете сами. Зато превознесли его главный талант: умение экономить. Впервые на скромном четырехцилиндровом агрегате применили не только систему «старт-стоп», но и отключение цилиндров – точно на больших «шестерках» и «восьмерках». При нагрузке ниже средней (равномерное движение и даже плавный разгон) хитроумный механизм отводит в сторону кулачки распредвалов над клапанами второго и третьего цилиндров и отключает подачу в них топлива. С увеличением нагрузки цилиндры моментально возвращаются к работе.
Ощутить это с места водителя можно только по цифрам расходомера: «Ауди» обещает машине со 140-сильным мотором 4,7 л/100 км в смешанном цикле, у нас же с коллегой в рваном темпе теста вышло на литр больше. Манипуляции с цилиндрами происходят беззвучно и абсолютно не отражаются на резвости отклика силового агрегата: совсем небольшая задержка при кик-дауне явно исходит от 7-ступенчатого робота. Зато S-tronic очень мягко переключается: в некоторых критичных для таких коробок режимах, например, при проезде лежачих полицейских с торможением до 5-10 км/ч и затем разгоном, – даже плавнее, чем на «Ауди-А6», без выраженного рывка.

ЖЕСТКИЙ ХАРАКТЕР

Динамика вполне достаточна, но и не резка – как и на многих нынешних авто, впечатления от нее сглажены толковой шумоизоляцией, заметно лучше, чем у трехдверки: на каталонском автобане при 150 км/ч мы с коллегой могли переговариваться вполголоса. Хочется драйва – пригодится режим трансмиссии S, который держит темперамент мотора в тонусе. Но если и этого покажется мало, то стоит выбирать 185-сильную версию. По тяговооруженности она не так-то далека от S4: у такого «Спортбека» на каждый Н.м приходится по 5 кг массы, а у «эски» – по 4. Здесь даже нет нужды переводить селектор в S: и в обычном режиме миниатюрный хэтчбек так и подначивает слегка придавить акселератор, чтобы тут же опрометью скакнуть вперед.
Такому задорному нраву двигателя под стать настройки ходовой. Впрочем, от «Ауди» и не ждешь другого, кроме как изящно выточенного чувства полного слияния с машиной. Руль довольно тяжелый, острый (2,5 оборота) и не пустой. Крепко сбитые короткоходные подвески всецело настроены на гоночный азарт – даже на превосходных испанских дорогах машина жестко вздрагивает на любой неровности и очень не любит лежачих полицейских. Лишь едва намеки на крены, четкая стабильность и незыблемая устойчивость – но от мысли, каково придется машине и ее пассажирам на отечественных ухабах, восторг сникает. А ведь в списке опций есть еще более спортивная подвеска S-line!
В поворотах при активном рулении также помогает и электроника. Похоже, здесь она вмешивается почти всегда, но делает это потрясающе деликатно и неуловимо. Как только переднее наружное колесо в повороте начинает выказывать малейшие поползновения к скольжению, бдительная ESP тут же сдерживает его очень тонко дозированным тормозным усилием.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБЯЗЫВАЕТ

При всей молодежности имиджа «Ауди-А1» где-нибудь в Баварии за ее рулем нетрудно встретить почтенного, убеленного сединами господина, занимающего высокий пост. У нас люди с подобным статусом обычно ездят на А6 или А8, в Европе же тренд нынче другой. И потому, чтобы соответствовать ожиданиям таких клиентов и вообще держать марку, интерьер и оснащение самой маленькой «Ауди» практически не уступают более крупным и дорогим моделям. Стоит только заглянуть в салон – и понимаешь, что, пересев сюда с той же А6, не прогадаешь. Классные материалы, выверенная эргономика и глобальная гаджетизация – в этом вся «Ауди». Здесь та же медиасистема MMI с навигацией, bluetooth, 3G-доступом в Интернет и раздачей его по Wi-Fi, что и на обновленной А4 (ЗР, 2012, № 2). А скидка на размер и класс машины – разве в том, что традиционный официоз оформления щедро разбавлен живыми цветными вставками из ткани и полированного пластика. Хотя – это скорее не скидка, а напротив, бонус.
«Спортбек» на удивление быстро добрался до Украины, всего через месяц после европейской премьеры – сейчас машины уже у дилеров. За базовую версию с 86-сильным мотором 1,2TFSI и пятиступенчатой «механикой» просят от ?19 200, но как показал опыт трехдверок, такая комплектация наших покупателей не интересует. Куда востребованнее 1,4-литровые версии с S-tronic: от ?22 650 за 122-сильную и от ?29 050 за 185-сильную. Цена, конечно, серьезная – но и А1 совсем не из разряда шуточно-игрушечных автомобильчиков.

С ПРИВЕТОМ ОТ САЛЬВАДОРА

От Жироны, где проходил наш тест, как оказалось, рукой подать до городка Фигейрас, где родился и жил великий сюрреалист Сальвадор Дали. Там же – и его музей-театр, где Дали и похоронен под полом одной из комнат. Отыскать музей и путь к нему буквально за десяток секунд нам помогла онлайн-навигация с поиском Google: стоило просто набрать в поле поиска ключевое слово Dali.
Один только внешний облик музея экстравагантен и слегка безумен, как и сам Сальвадор. Но, конечно, еще более глубокое впечатление остается от просмотра коллекции картин, скульптур и трехмерных коллажей Дали. Порекомендуем приехать в этот музей (особенно людям впечатлительным) именно на «Спортбеке»: истинно немецкая отрезвляющая рациональность «Ауди» вернет в вашей душе всё на свои полочки.

Тест организован при участии компании «Порше Украина».