Свой вековой юбилей «Ауди» отметила оригинальным подарком – моделью «A4 Олроуд».
На асфальте и бездорожье близ Ингольштадта презент оценил Сергей Клочков.

С РОДСТВЕННИКОВ ПО ДОСТОИНСТВУ

Сразу бросается в глаза, что новинка по габаритам превосходит «Ауди-А4 Авант». Расширенные колесные арки скрывают увеличенную колею. Автомобиль подрос и в высоту, приподнявшись над землей до 180 мм. Просвет на 37 мм больше, чем у обычного универсала. К тому же крыша увенчана релингами. Способность двигаться вне асфальта подчеркивают накладки из нержавеющей стали: они защищают нижние кромки бамперов. Прямо «Ауди-А6 Олроуд», только меньше. Будущим владельцам «A4 Олроуд» предлагают три мотора, причем все наддувные: бензиновый 2-литровый TFSI мощностью 211 л.с., 170-сильный дизель такого же объема, а топовая версия во­оружена дизельным TDI 3,0 – в его арсенале 240 «лошадей» и 500 Н•м, развиваемых уже при 1500–3000 об/мин.

Кстати, практически такой же, с небольшими изменениями, агрегат устанавливают на «Порше-Кайенна». Я выбрал машину с самым мощным двигателем и 7-ступенчатой роботизированной коробкой передач S tronic. Этот «A4 Олроуд» разгоняется до 100 км/ч за 6,4 с. Такой прытью автомобиль обязан системе питания «коммон рейл», подающей топливо в цилиндры через пьезофорсунки под давлением 1800 бар, турбокомпрессору с изменяемой геометрией турбины и интеркулером. Доза топлива и начало впрыска, а также давление наддува и рециркуляция отработавших газов – под контролем системы EDC. А что сказать про новую, но уже засвеченную на некоторых моделях концерна «Фольксваген» 7-ступенчатую роботизированную коробку DSG? Мгновенно перещелкивает передачи без разрыва крутящего момента – я на седьмом небе!

ВО ХМЕЛЮ СЛЕГКА

В это время в окрестностях Ингольштадта сажают хмель. Ближе к осени он станет одним из ингредиентов знаменитого баварского напитка. А пока крестьяне только закрепляют рейки, по которым побеги потянутся к солнцу. И мы, подобно этим росткам, начинаем извилистый путь по деревенским дорожкам, поднимающимся к небесам. Пять рычагов на каждое переднее колесо позволяют идеально чувствовать все действующие на подвеску продольные и поперечные силы. Добавить сюда еще точное рулевое, и представляешь себя опытным кукловодом, дергающим за рычаги, как за ниточки. «Марионетка» беспрекословно слушается, мигом выполняя приказы. Неприятные вибрации от неровностей оседают где-то по пути от колес к водителю. Спасибо гидравлическим опорам, через которые стальной подрамник с передней подвеской крепится к кузову.

Маршрут проложен в основном по узким асфальтированным дорогам, где еду строго по правилам. Но изредка встречаются хорошо укатанные гравийные участки с профилированными поворотами – на них так и тянет пошалить, пустив машину широким юзом. На «Олроуде» это сделать несложно благодаря системе Offroad Detection, распознающей покрытие под колесами. Она делится информацией с программой курсовой устойчивости ESP, которая позволяет корме небольшие вольности. Кстати, вилянию хвостом способствует и межосевой дифференциал, распределяющий в обычном режиме крутящий момент между передней и задней осями в соотношении 40:60 – прямо как у настоящего спортивного автомобиля. Навигационная система вывела на автобан.

Знак отмены ограничения скорости остался за стеклом пятой двери. Педаль в пол, и на спидометре уже 180 км/ч, а в коробке шестая передача. Определил по цифре на панели приборов – пересчет остальных передач происходил абсолютно незаметно. При съезде с автобана клавишей на панели перевел коробку в «спорт». Если в обычном режиме при энергичном торможении коробка почти до остановки удерживает высшую передачу, то теперь она последовательно подтыкает пониженные, помогая осаживать машину. Переключать передачи можно и лепестками на руле. Попробовал пару раз – не воодушевило. Даже опытный водитель вряд ли перегонит столь быструю и умелую электронику.

А ОЛ ЛИ РОУД?

Вторая часть тест-драйва проходила на заводской испытательной трассе. Путь до нее коротал в компании машины с бензиновым двигателем 2,0 TFSI и механической коробкой, на которой установлена система «старт-стоп». Если при остановке на светофоре перейти на «нейтраль» и отпустить сцепление, двигатель заглохнет и заведется лишь при включении передачи. Производитель обещает существенную выгоду – на 100 км по городским улицам можно сэкономить стакан бензина, а выбросы СО2 снизятся на 5 г/км. Грязевые ванны заводской испытательной трассы пришлись по вкусу не только сидящим за рулем – фотографы в погоне за эффектным кадром скакали через лужи и ямы не хуже вседорожников.

Такое бездорожье, конечно, не сравнить с отечественной сельской дорогой – скорее это неплохая проверка геометрической проходимости. На некоторых участках «A4 Олроуд» вывешивал одно из колес, но электроника чутко распознавала возникшую ситуацию. Прихватывая тормозами висящее в воздухе колесо, она перераспределяла крутящий момент на соседнее, опиравшееся на землю. Хрусь-тыр, и «немец» с честью выбирался из очередной сложной ситуации. Несмотря на довольно солидный клиренс (180 мм), кое-где автомобиль чиркал днищем о грунт, предупреждая, что его возможности небезграничны. Все-таки это полноприводный универсал с увеличенным дорожным просветом, а не вездеход – для перемещения по «направлениям» существуют другие машины. Девять лет назад появился «Ауди-А6 Олроуд».

Теперь семейство пополнилось младшей моделью, и не исключено, намекали представители фирмы, что скоро свет увидит и «Олроуд» на базе А3. Базовая версия «А4 Олроуд» в Германии будет стоить 37 100 евро. У нас точные цены станут известны осенью, когда начнутся продажи. Ждать осталось недолго, скоро увидим новинку на родных дорогах… и бездорожье.

ЭЙ, НА КОРМЕ!

Притом что у «Олроуда» множество достоинств, не стоит забывать, что он еще и универсал. А значит, рожден возить поклажу. Поэтому на пол багажного отделения уложен практичный поддон (стандартное оборудование). С одной его стороны ворсовое покрытие, а если перевернуть, получится пластиковый водонепроницаемый лоток для перевозки мокрых и грязных предметов. Дополнительно можно снабдить пятую дверь электромеханическим приводом, приобрести комплект для крепления багажа с телескопической штангой и пружинной стяжной лентой. Или заказать лючок в спинке заднего сиденья с чехлом для перевозки лыж или иных длинномеров. Сложив задние сиденья, грузовой отсек увеличите с 490 до 1430 л.