Автомобили бывают не менее амбициозными, чем их владельцы. Легендарный «Феррари-FXX»
(под прозрачным псевдонимом ЕХХ), кольцевой «Ауди-А4 DTM» и раллийный «Субару-Импреза WRX» заслужили громкое звание спортивных звезд.

Конечно, заполучить такие автомобили на тест удается ой как редко. Тем более хочется пообщаться с ними как можно больше, в полной мере распробовать их возможности, проникнуть в их душу. Но, увы, на полноценное знакомство совсем нет времени. Поэтому радуюсь и столь короткой встрече, возможности провести своеобразный «Кубок Поршня».
Первым на трек полигона выходит «Ауди». Под взмах стартового флага машина с бешеным ускорением срывается с места. Несмотря на полный привод, широченные слики и аккуратную работу газом, избежать пробуксовки на старте удалось далеко не с первого раза.
Приноровившись, можно переходить к урокам торможения. Здесь тоже все очень непросто. Чувствительность привода такова, что рассчитать нужное усилие под силу лишь истинному профи. Так что неофиту придется усмирить свои гоночные амбиции и долго отрабатывать работу газом и тормозом, иначе можно забыть о хорошем времени на круге. Зато с виражами и шпильками проще: немецкий автомобиль в повороте держится за асфальт, как бульдог за вожделенный кусок мяса. И даже ошибка с дозировкой тяги не сбивает «Ауди» с истинного пути – машина плавно соскальзывает с траектории всеми четырьмя колесами и очень охотно возвращается на нее под небольшой сброс газа.
Чуть иначе ведет себя на треке «Феррари». Алый «жеребец» тоже любит скорость и довольно капризен в управлении. Он тоже оснащен полным приводом и мудреной электроникой, а колеса украшены огромными гладкими «катками». Но уже на старте понимаешь: характер «итальянца» более покладистый и дружелюбный: он готов иногда (хотя и не очень часто) прощать ошибки. Пережал газ, с трудом дождавшись отмашки стартера? Не беда, «жеребец» не станет долго полировать асфальт, а лишь немного взбрыкнет кормой и устремится к рекордам. Ну а в поворотах он провоцирует похулиганить: если аккуратно работать рулем и тягой, можно почувствовать себя героем фильма «Форсаж» – пройти вираж в эффектном боковом скольжении. Но с тормозами и здесь нужно быть аккуратным. Малейшая ошибка может вылиться в уход с траектории, а то и в вылет с трассы – со всеми вытекающими последствиями.
Совсем из другого теста слеплен «Субару». И немудрено, ведь его стихия не асфальт, а грунтовые или каменистые дороги. Отсюда особенность: машина стоит на колесах с глубоким протектором да еще и с небольшими шипами – для лучшего сцепления с дорогой. И привод здесь устроен по-другому: у «японца» связь между осями жесткая, в отличие от шоссейных авто, которые допускают пробуксовку. Но даже несмотря на эти конструктивные особенности (а может, и благодаря им) WRX прекрасно ведет себя и на асфальте: послушен, понятен в управлении. Порой создается впечатление, что он предугадывает желание водителя пройти трассу максимально эффективно или эффектно, точно прописывая оптимальную траекторию или же с красивыми скольжениями. Правда, гоняя по обычным дорогам, нужно помнить, что мягкие шины для этого не предназначены. Намотаешь пару-тройку кругов – и срочно на пит-стоп.

В СТРАНЕ ЛИЛИПУТОВ

Интересуетесь, каково за рулем? Удобны ли штурвал и педали? Вот на этот вопрос, увы, дать ответ не смогу. За руль не то что человека, куклу не посадишь. Ведь это, к сожалению, всего лишь электрические радиоуправляемые модели – хотя и очень похожие на взрослые, но в масштабе 1:10.
Однако по сложности конструкции они ненамного отстали от прототипов. Например, маленькие «Ауди» и «Феррари» базируются на шасси Tamiya TRF‑416: карбоновая «рама», подвески с пластиковыми рычагами, кулаками, шкворнями и алюминиевыми гидравлическими амортизаторами. Момент от мотора передается на переднюю и заднюю оси с помощью ремней. Спереди тягу между колесами распределяет металлический дифференциал, сзади – спул (сплошная ось). В качестве источника питания обычно используют литий-полимерные аккумуляторы.
Моторы у машин разные, хотя они обе относятся к классу 540 (это условное традиционное обозначение по габаритной длине мотора 54 мм, реальная же длина современного бесколлекторного агрегата – 50 мм). На «Ауди» двигатель более оборотистый: при номинальном
напряжении 7,4 В выдает почти 29 000 об/мин, в то время как у «Феррари» – «всего» 24 400 об/мин.
Раллийный «Субару» построен на относительно старом шасси Tamiya TB02. Его ключевое отличие в том, что тягу передают не ремни, а настоящие карданные валы. Зато мотор такой же, как на «Феррари».
Впрочем, применительно к таким моделям сравнение очень условно: машинки напоминают конструктор из множества взаимозаменяемых деталей. Вдобавок многие владельцы тюнингуют стандартную машину. Использовать еще более «крутильные» моторы моделисты не торопятся: избыточная мощность только мешает управляемости. А вот со степенью затяжки дифференциала, передаточными числами, настройками блока управления двигателем играют вовсю. Особенно если автомобиль используют не для развлечения, а для соревнований.
Кузов – почти универсальная деталь из тончайшего пластика. Поэтому любое шасси можно выдать за «Ауди-DTM», БМВ‑M3 или, скажем, «Мазду‑6» – в зависимости от пристрастий и настроения.
А еще очень интересен орган управления – джойстик. Оперировать огромным «пистолетом» лучше с возвышения или помоста, чтобы хорошо видеть трассу. Процесс увлекает и завораживает! Крупное колесо на боку, выполняющее функцию руля, наделено прекрасной чувствительностью и охотно возвращается в нейтральное положение. А вот двухходовой «курок» газа-тормоза доставляет немало хлопот. Именно из-за его легкости с непривычки постоянно ошибаешься с дозировкой тяги. Да и «нулевое» положение невразумительное: чуть пережал рычажок от себя – и вместо плавного замедления получаешь не­ожиданный рывок назад.
В общем, гонять на таких машинках просто только на первый взгляд. Невольно восхищаюсь искусством тех, кто принимает участие в настоящих соревнованиях.
Ну а сколько стоит прохватить на «Феррари» или раллийном «Субару»? Базовая модель стоит не меньше $200. С учетом опций, наворотов и тюнинга аппарат может подорожать до $500–700. Ну а цену автомобильчика, подготовленного для международных соревнований, лучше и не считать. Правда, настоящие гоночные «Ауди», «Феррари» или «Субару» все равно дороже…