Автомобильные компоненты и сервисное оборудование обычно играют на автосалонах далеко не главную роль, если вообще представлены. Но есть международная выставка, где они сполна берут реванш, – «Автомеханика» во Франкфурте-на-Майне.

Эту шестидневную выставку, проходящую во франкфуртском экспоцентре раз в два года по очереди со знаменитым автосалоном, можно без всякой натяжки назвать грандиозной. Судите сами: площадь 305 000 кв. м (сорок три полноценных футбольных поля!), около 4500 участников из 76 стран, 150 000 посетителей из 140 стран. При этом едут сюда не для развлечений (никаких шоу на «Автомеханике» нет), а для расширения технической эрудиции и деловых контактов. Другими словами, абсолютное большинство посетителей – профессионалы в автомобильном мире.
«Никто не обнимет необъятного», – эту крылатую фразу Козьмы Пруткова невольно вспоминаешь, наматывая километры по десяти павильонам «Автомеханики». Поэтому сосредоточусь на одном участнике выставки, самом крупном и именитом. Это – Bosch.

И ШВЕЦ, И ЖНЕЦ…

Деятельность Bosch удивительно многогранна. Научные исследования, инженерные разработки, производство различных автомобильных систем (в том числе электронных) и оборудования для СТО, сервисные услуги – всего и не перечислишь. А найдется ли водитель, которому не знакомы бошевские запчасти? Они используются сегодня в самых разных автомобилях – от ультрабюджетного «Тата-Нано» до «Ауди-А8».
При этом компания постоянно расширяет круг своих интересов. На «Автомеханике-2010» было объявлено, что Bosch начинает широко и глубоко диагностировать современные грузовики. Любые – европейские, американские, азиатские. Для этого инженеры компании создали компактный сканер KTS Truck («Видите, – сказали мне, – ту маленькую зелененькую коробочку?»). Он подключается к грузовику через диагностическую колодку и передает по Bluetooth-каналу коды ошибок на обычный ноутбук или на специальный планшетный компьютер. Отныне при диагностике нет необходимости возить по цеху на тележке громоздкую аппаратуру, волоча за собой и распутывая соединительные провода.
Аналогично выглядит новый мобильный тестер FSA 500 для диагностики автомобильной электроники и электрики. В подкапотном пространстве к нему подключаются датчики автомобиля, а связывается тестер с ноутбуком или планшетником через тот же Bluetooth. Я поинтересовался у представителей Bosch, может ли купить такую прелесть обычный автовладелец. Мне ответили: «Этот прибор создавался для автосервиса, для зарабатывания денег, но если сильно захочется, то купить, конечно, можно и в личный гараж. Только цена потянет на добрую половину бюджетного авто»…
Не протолкнуться было и возле бошевского стенда EPS 708 для проверки насосов и инжекторов системы впрыска Common Rail. В Европе он, как и KTS Truck, поступит в продажу в начале 2011 года.

«ПОРШЕ» С ЭЛЕКТРОМОТОРОМ

На выставке явственно звучала тема экологии. Bosch и здесь не остался в стороне, показав первый в мире полный параллельный гибридный привод, запущенный в серийное производство.
В параллельном гибриде электромотор устанавливается между двигателем внутреннего сгорания и коробкой передач. Он служит также и генератором для подзарядки аккумуляторной батареи высокого напряжения. Разработка Bosch уже используется в гибридных версиях автомобилей «Фольксваген-Туарег» и «Порше-Кайенн». Благодаря ей удалось сократить расход топлива на 30-40% и уменьшить выброс СО2 на каждый километр пути более чем на 40 граммов. Она позволяет автомобилям двигаться и на чисто электрической тяге с отключенным ДВС, пока хватает заряда никель-металлгидридной батареи емкостью 1,7 кВт-ч с пиковым напряжением 288 В.

ESP – ЭТО ЖИЗНЬ

Современные автомобили обросли электронными системами, страхующими от всевозможных неприятностей. Самые известные из них – ABS и ESP – первыми создали инженеры Bosch. Антиблокировочной системе исполнилось 32 года, а системе курсовой устойчивости, предотвращающей заносы автомобиля, – ровно 15. За это время предприятия Bosch произвели более 200 миллионов ABS и 15 миллионов ESP.
Если о полезности ABS есть разные мнения (на неровной дороге она может удлинить тормозной путь), то польза ESP бесспорна. Ассоциация немецких страховых компаний подсчитала, что 25% ДТП с тяжкими последствиями происходят вследствие заноса. Если бы все автомобили в Европе были оснащены ESP, число людей, ежегодно гибнущих на дорогах, сократилось бы примерно на 4000.
Сегодня Bosch производит ESP уже пятого поколения. За 15 лет вес системы сократился почти втрое – с 4300 до 1600 г, а объем памяти увеличился с 56 Кб до 2 Мб. При этом система стала компактнее и дешевле. К сожалению, лишь 36% продаваемых в мире автомобилей оснащены системами курсовой устойчивости (кстати, у разных производителей они могут называться по-разному: DSC, ESC, VSC, VDC и т.п.). В России эта цифра еще ниже – 19%. По Украине процент неизвестен, но он наверняка того же порядка.
Этому, однако, видится конец. В странах Евросоюза все новые автомобили с ноября 2014 года должны будут иметь систему курсовой устойчивости. А Бразилия, Австралия и Корея даже опередят в этом Европу на полгода-год. А во всем мире, согласно прогнозу, в 2015 году такую систему будет иметь уже каждый второй автомобиль. Необязательно бошевского производства, но – рожденную компанией Bosch.

{6}

{7}

{8}

{9}

{10}

{11}

{12}

{13}

{14}

{15}

{16}

{17}

{18}

{19}

{20}