Что такое гражданская радиосвязь и чем она может быть вам полезна, объясняет Виталий Сорочан.

Еще в 1957 США выделили для гражданского использования 11-метровый диапазон (26,065-28,305 МГц), получивший название Citizen Band (гражданский диапазон), или коротко – СВ. В первый год его работы Федеральная комиссия связи США (FCC) выдала 28 тысяч разрешений на работу. Через пять лет в эфир выходило уже 215 тысяч корреспондентов! Дальше – больше… Обеспечить всех желающих лицензиями FCC была не в состоянии и просто отменила лицензирование.
В СССР этот диапазон был узаконен лишь 30 декабря 1988 года. Не обошлось без традиционной бдительности: дабы ограничить возможность общения с зарубежьем, частотную сетку установили свою, смещенную на 5 кГц вниз.
Ныне во всем мире для дальнобойщиков и таксистов радиостанция такой же инструмент, как домкрат и баллонный ключ. Не зря она есть уже в заводской комплектации у ведущих мировых производителей тягачей или, как минимум, сделана радиоподготовка.
Сегодня бюджетные «мобилки» стоят в два-три раза меньше самого дешевого CB-комплекта. Казалось бы, время радиосвязи прошло. Но у нее есть явные преимущества: например, если один из водителей в колоне просит остановку, то при использовании радиосвязи его услышат сразу все.

ШЕСТЬ МИНУТ НА ОБЩЕНИЕ

Разные частоты каналов у нас и за рубежом вносят некоторую путаницу в общение. Поэтому хорошо, если станция имеет возможность работы и в «нулях», и в «пятерках». При этом желательно, чтобы переключение на ходу было возможно одной рукой, а не перезагрузкой станции с удержанием нескольких кнопок.
Работать можно в любом из сорока каналов, но надо помнить, что 9-й и 19-й каналы можно использовать только как аварийный и информационный соответственно. Исторически сложилось, что водители общаются на 15-м канале сетки С (27,130 или 27,135 МГц) с использованием амплитудной модуляции (АМ), но только уж самые простые станции не имеют возможности работы и с частотной модуляцией (FМ). В последнее время появились станции, способные быстро включать не только 9-й или 19-й канал, но и любимый пятнадцатый. В реальных условиях вероятность получить помощь на 15-м канале повыше: к сожалению, аварийных служб, мониторящих 9-й канал, остается все меньше.
Часто спрашивают, какова дальность уверенной связи между автомобилями. Точный ответ никто не даст, ибо распространение радиоволн зависит от многих переменчивых факторов. При грамотной установке и настройке 10-15 км – вполне реальный результат. Это значит, что два автомобиля, едущие навстречу друг другу со скоростью 90 км/ч, смогут общаться до встречи и после нее от 6 до 10 минут. Этого более чем достаточно для информирования о дорожной обстановке – можно и просто поговорить «за жизнь»…
Кто лучше дальнобойщиков знает реальную ситуацию на дороге? Они точнее иных навигаторов подскажут дорогу, ее состояние, предупредят об авариях и объездах, о засадах ГАИ, посоветуют, где можно вкусно и недорого поесть. Каждый, кто вольется в когорту авторадиолюбителей, может внести свою лепту в этот обмен полезной, а порой и жизненно важной информацией.

СКОЛЬКО ДЕНЕГ ГОТОВИТЬ?

С частотным диапазоном все ясно, осталось определиться с диапазоном цен и возможностей. Сертифицированные радиостанции стоят от 120-130 у.е., антенны — от 50-60 у.е. У более дорогих вариантов, естественно, больше функций и шире рабочий диапазон, да и выглядят презентабельнее. К сожалению, пока лишь компания President Electronics имеет украинский сертификат соответствия и официальных дилеров в ряде городов страны. Радиостанции других производителей попадают на наш рынок неофициальным путем, что чревато для их владельцев рядом проблем – в частности, при общении с Укрчастотнадзором.
Какие документы понадобятся для оформления? А ничего не нужно! Национальная комиссия по вопросам регулирования связи Украины наконец-то отменила (23.10.2008 года) разрешения на использование станций. Два основных требования: мощность не более 4 Вт, 40 каналов сетки С.
До похода в магазин желательно прикинуть место установки в машине: рация не должна мешать посадке-высадке и управлению автомобилем, но в то же время должна быть доступной для регулировок. Вот некоторые подходящие места: на правой стороне консоли возле левой ноги переднего пассажира; cлева от руля под торпедо; под магнитолой (формат 1 DIN); в подлокотнике.
У большинства автомобильных радиостанций встроенный динамик находится в нижней части корпуса, поэтому при их установке за передней панелью или под сиденьем слышимость ухудшается – приходится подключать выносной громкоговоритель. Станции PRESIDENT Johnson II ASC, Midland 220, Yosan Excalibur выполнены в корпусах стандартного размера 1DIN и оснащены динамиком на фронтальной панели, – это снимает проблему.

ДЛИНА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Первый закон радиосвязи гласит: «Антенна – лучший усилитель». Ненастроенная или некачественная антенна «съест» почти всю мощность у самой навороченной станции. При длине волны 11 метров наилучшая длина антенны – 5,5 м. Для удобства эксплуатации, да и для красоты, антенны укорачивают физически, сохраняя электрическую длину. В продаже можно встретить СВ-антенны диапазона от 30 см и больше. Оптимальной длиной для установки на легковой автомобиль считается 1,0-1,5 м. На грузовики, чтобы не задевать за препятствия, приходится ставить антенны покороче, но из-за большей высоты установки эффективность связи страдает при этом несильно.
Все СВ-радиостанции имеют питание 12 В, то есть в легковой машине можно подключиться от прикуривателя или аккумулятора, а в грузовой – от преобразователя 24/12 В.
Антенна должна устанавливаться как можно выше, только вертикально и только на металлическое основание, чтобы иметь хорошую массу. Наилучшее место – центр крыши. В комплект с антенной всегда входят 4 м кабеля, который нельзя укорачивать, т.к. его длина – один из элементов настройки системы. Сама установка радиостанции и антенны на магнитном креплении занимает от 15 до 30 минут. При этом сохраняется возможность переустановки комплекта на другой автомобиль.

Чистого вам эфира и гладких дорог!