Еще недавно персональный компьютер в автомобиле был экзотикой. Сегодня он мало кого удивляет.
Подобрать оптимальный вариант поможет Павел Ларичев.

Для всякой штуковины можно придумать мудреное, наукоемкое название. Но зачем? Вместо словосочетаний «мультимедийное устройство», «головное устройство» и даже «автомобильный персональный компьютер» с недавних пор народ применяет по-английски короткое CarPC. По-нашему звучит сочно – «кар-пи-си»!
Как и настольный компьютер, автомобильный можно комплектовать сообразно своим взглядам на жизнь. Но прежде, чем закупать необходимое, хорошенько продумайте, что именно вам нужно, чтобы позже не сожалеть об ошибках.
Прежде всего, для стабильной работы CarPC необходимо поддерживать постоянное напряжение. Даже при включении стартера оно не должно меняться, так что без специального блока питания не обойтись. Выбор наиболее подходящего – задача серьезная. Даже самому скупому Кощею придется раскошелиться сотни на полторы долларов. Но учтите: хотя бы раз увлекшись просмотром кино при выключенном двигателе, можно разрядить батарею машины и нарваться на такие приключения, что поневоле вспомнится блок подороже (около $200), зато с функцией контроля за состоянием батареи. Не лучше ли сразу такой купить?
Следующий шаг: выбираем тип процессора; собственно, он и определяет функциональные возможности нашего устройства. Сегодня наиболее популярны Intel Atom либо Intel Core – оба с малым потреблением энергии и тепловыделением. Производительности первого хватит для таких функций, как радио, видео, навигация, видеорегистрация. Материнская плата с ним стоит $100–200, в зависимости от производителя.
Второй процессор по функциональным возможностям аналогичен предыдущему, но обрабатывает информацию минимум в полтора раза быстрее. Вдобавок позволяет подключить еще пару мониторов для задних пассажиров – а этот «пустячок» для кого-то окажется очень существенным! Цена такого процессора около $300.
На очереди выбор наиболее подходящего монитора. Первым делом вспомним, что проемы в панели приборов под установку магнитолы бывают узкие (1DIN) и широкие (2DIN). Для узкого проема продавцы часто (и, конечно, неспроста!) предлагают моторизованные, выдвижные модели мониторов. Имейте в виду: сложный механизм – это минус, ведь надежность подобных конструкций невысока. К возможности отказа добавляется солидная цена – $500–600, поскольку большинство моделей оснащается встроенным ТВ‑тюнером. Задумайтесь – вам это все очень нужно?
В широкий проем обычно устанавливают семи-восьмидюймовый монитор высокого разрешения, а то и десятидюймовый, если хватит места. Эти изделия стоят от $250–300.
Если в машине есть штатный монитор и мелькнет мысль за счет этого что-то сэкономить, то учтите, что к нему придется прикупить согласующее устройство (видеоинтерфейс) за $500. Но стоит ли овчинка выделки, если в итоге все равно разочарует? Ведь разрешение родного монитора низкое, качество картинки посред­ственное.
Для хранения информации необходима долговременная память. Самый простой и дешевый вариант – жесткий диск, как в ноутбуке. К сведению: диск объемом 320 Гб стоит $100–140. Но жестким присущи известные недостатки. Например, они неработоспособны при отрицательных температурах: ниже минус пятнадцати диск может вообще не запуститься, а в придачу боится вибраций.
Другой вариант – твердотельный накопитель (SSD). В нем используется флеш-память. Достоинства – вибро- и морозоустойчив, при малом энергопотреблении у него замечательная скорость чтения и записи информации. Правда, цена немалая. За 40 Гб придется выложить около $80, а за 120 Гб уже $230. Дороговато? Но в трудных жизненных ситуациях, сложных условиях эксплуатации и т. п. такой вариант памяти может оказаться предпочтительным – и даже единственно приемлемым.
Каждому захочется на CarPC слушать радио и проигрывать CD. Для этого необходимо связать все дополнительные устройства с процессором, а значит, купить активный USB-разветвитель, что добавит к расходам еще $150. Потребуется раскошелиться также на специализированный FM-тюнер с USB-интерфейсом. Цена подобного аппарата начинается с $120. Чтобы вывести звук на колонки автомобиля, потребуется усилитель, а это еще $100–200 как минимум. Ценителям качественного звука придется согласовывать свои пристрастия с доходами! Так, есть отличные модели с внешней звуковой картой, но их цена, увы, немалая – $500 и выше.
Что еще? Для навигации потребуется GPS-приемник. Цены начинаются с $60. Столько же стоит программное обеспечение.
Насмотревшись ТВ‑страшилок, моторизованный народ очень полюбил видеорегистрацию. Дескать, если в пути что-то случится, то пусть хоть родичи увидят подробности. А раз так, значит, система должна работать надежно и, по сути, непрерывно, иначе вся затея теряет смысл. Бюджетный вариант включает в себя видеокамеру и соответствующее программное обеспечение. Цена комплекта около $100–130. Хотите еще дешевле? Подходящие варианты есть, но они позволят запечатлеть только обстановку на дороге, а по­дробности вроде номеров других автомобилей, не говоря уже о прочих важных мелочах, – вряд ли.
В противоположность дешевым устройствам комплекты с расширенными функциями готовы фиксировать координаты автомобиля, вести запись с высоким качеством (Full HD). А в случае аварии дополнительные датчики удара дадут команду на сохранение информации в особом разделе памяти. Здесь – как в черном ящике: зафиксированное уже не может быть замещено никакой другой информацией.
Другой вариант видеорегистрации – отдельное устройство с выводом изображения на монитор автомобильного компьютера. Цена от $150. В этом варианте видеозапись можно вести даже при выключенном компьютере – автономно. Очень многие авто нынче оборудованы рулем с клавишами управления. Чтобы задействовать штатные кнопки, придется докупить согласующий модуль. На этот случай готовьте $140.
Осталось установить операционную систему. На ваш выбор – Windows либо Linux. Первая предпочтительней, поскольку у нее шире гамма программ и можно установить любую нужную – например, для диагностики двигателя и электронных систем.
Конечно, возможности CarPC не ограничиваются изложенными в нашем рассказе. Есть же еще, к примеру, системы парковки, Интернет, телевидение… Перечень новых систем постоянно расширяется.
Итак, если виртуально вы уже представляете возможности вашего автомобильного компьютера, самое время подсчитать, сколько денег на него потребуется. По нашим прикидкам, при разум­ном подходе можно уложиться в сумму около $1000–1200. Готовы потратить больше? Имеете право!


 Один из ведущих производителей мониторов – фирма Lilliput, изделия которой зачастую продаются под другими брендами. Монитор крепится к панели приборов на винтах либо в индивидуальной крепежной рамке. Оптимальное разрешение экрана 800×480.

1) Корпус CarPC близок по размерам к штатным приборам машины вроде магнитолы. Установка в конкретном автомобиле имеет варианты.
2) Приемное устройство навигационной системы – обычное, стандартное.
3) Декоративная рамка, разумеется, для каждой марки и модели автомобиля своя.