Когда двум из трех автомобильных корпораций США грозит немедленное банкротство, называть ситуацию праздничной трудно. Какие выходы предлагает Детройтский салон? На североамериканском автошоу побывал Анатолий Фомин. Фото: Георгий Садков.

Эдвард Джон Смит родился в небогатой семье в Хэнли, графство Стаффордшир, Англия. Тринадцатилетним мальчишкой он пришел работать в порт. В тридцать стал помощником капитана. В тридцать шесть сам командовал большим кораблем. Затем было еще четверть века успешной службы. Он стал лучшим капитаном и коммодором компании, на которую проработал 31 год. Эдвард Джон Смит по праву получил под командование самый современный и самый большой в мире в то время лайнер…
«We have forty MPG!», «Here to stay!», «We are electric!» – скандировали аккуратно одетые служащие самой большой в прошлом автомобильной компании, держа в руках транспаранты с теми же призывами. Переведу смысл: «У нас есть экономичные машины, у нас есть электромобили, остановитесь!». Пройти мимо стендов «Дженерал моторс» было просто невозможно. Тем более интересно остановиться и посмотреть на экспонаты повнимательнее, пока руководители компании убеждают журналистов в правильности принятых решений и стратегических направлений.
Почему о «Шевроле-Вольт» так много говорят? Давайте дождемся реального автомобиля, чтобы посмотреть и  пощупать. Среди обещаний – пробег 60 км после ночной подзарядки аккумулятора. С батареей в 16 кВт·ч эффективный запас энергии только 8–9 кВт·ч. Ползать по пробкам действительно можно довольно долго, но на среднестатистическом хайвее при скорости 65 миль/ч батареи хватит только на 20 минут, после чего водитель поймет, почему электротрансмиссию успешно применяют исключительно на сверхтяжелых карьерных самосвалах и локомотивах.
«Вольт» не гибрид, его 1,4-литровый двигатель связи с колесами не имеет, и, чтобы обеспечить хотя бы поддержание заряда при нормальной езде со скоростью 100 км/ч, ему придется тяжело. КПД электротрансмиссии гораздо ниже, чем у механической. Цена 40 тысяч долларов? Для среднего американца дорого…. Конечно, первоначальный ажиотаж гарантирован, но сколько верных поклонников останется через год реальной эксплуатации? Как соотнести по цене с грядущими гибридами «Хонды» и «Тойоты», первый из которых будет стоить около 20 тысяч, второй – 25 тысяч долларов? Или они всего лишь гибриды, а у «Дженерал моторс» настоящий range extender?
Миссия «Вольта» гораздо сложнее – убедить рядового потребителя практически полностью перейти на электричество. С перспективой избавить личный транспорт от импортных нефти и неф­тепродуктов. Вот только многие ли согласятся за это платить, особенно сегодня, когда галлон (3,78 л) бензина стоит примерно 1 доллар 80 центов?

ЛЮБИТЬ ИЛИ ВЕРИТЬ?

Мнения американцев о своем автопроме чем-то напоминают наши. По сути, те же обвинения в низком качестве, завышенной цене, невнимании к потребителю, узости модельной гаммы. А то, что высказываются они более уважительно, отнесем к традиции правового государства, где за грязный язык наверняка придется расплатиться. Не свободой, но зелеными деньгами.
Кризис заставил производителей ускорить движение по пути технического прогресса. Стенд без гибридной трансмиссии или какой-нибудь еще приблуды для экономии топлива просто не достоин внимания. Почему так мало дизелей? Ответ надо искать не на выставке, а на заправке. «Шелл» у аэропорта не самое удачное место (можно заправиться и дешевле на 10–15 центов за галлон), но 1,95 доллара за галлон бензина и 2,59 за аналогичный объем дизельного топлива дают представление о том, почему «глупые» янки не покупают дизельные легковушки. Однако «Фольксваген», а заодно с ним БМВ и «Мерседес» упорно продвигают их на рынок США. Почему? Потому, что обладают реально лучшими конструкциями в области дизелей.
Увы, ни американские, ни европейские, ни другие производители не в состоянии решить основную проблему – как заставить людей покупать новые автомобили. По большому счету, это им не по силам. Подтолкнуть останавливающийся маховик потребительского спроса невозможно ни дорогим бензином, ни новыми требованиями касательно безопасности или экологии.
Когда в прошлом году резко выросла цена бензина, «короллы» и «сивики» стали бить рекорды продаж. Но вовсе не «приусы»! Почему? Потому, что американские обыватели экономят деньги, а не топливо… Ведь большую часть затрат на автомобиль в течение 10 лет по-прежнему составляет его покупка, а не бензин и обслуживание. Даже невероятные для местного рынка 5 долларов за галлон – это всего лишь 1,05 евро за литр, то есть очень скромная по европейским меркам цена. Нынче американцы платят за топливо втрое меньше. Однако бензин рано или поздно подорожает снова – нефть все-таки не вечна. Так что экономичные машины будут востребованы.
Где ахиллесова пята американских компаний? Если верить рейтинговым агентствам, современные американские автомобили достаточно надежны и безопасны, а по цене и оснащению вполне могут дать фору представленным на рынке «японцам». У «Форда» и «Дженерал моторс» достаточно моделей с гибридной силовой установкой… Но все же им нечем ответить в общем не слишком выдающимся «Тойоте-Королла», «Хонде-Сивик», «Мазде-3», которые за многие поколения заработали репутацию недорогих и надежных авто, отлично удовлетворяющих транспортные потребности среднестатистического семейства.
Создать американскую альтернативу этим моделям так и не удалось. Но без них модельная гамма попросту лишена опоры, на которую можно рассчитывать в трудные времена. Построить современный и недорогой автомобиль – вполне посильная задача, однако на создание репутации требуется гораздо больше времени, которого уже нет…. Не здесь ли причина уязвимости американских (да и не только) автопроизводителей?
…Эдвард Джон Смит не руководил самой большой автомобильной корпорацией мира. Он командовал крупнейшим в то время пассажирским лайнером, вышедшим в свое первое плавание 10 апреля 1912 года. Впрочем, вы наверняка вспомнили название парохода и то, что случилось с ним через четыре дня… Капитан отправился на дно вместе со своим кораблем. Как велит морской обычай, он мог покинуть его только последним. С позиций сегодняшнего бизнеса это выглядит нелепо сентиментальным.
Автогиганты двигаются медленнее и тонут тоже. Нас ждет величественное и трагичное зрелище? Или только пена и обломки? Или чудесное спасение?
– Айсберг прямо по курсу, сэр!

  Председатель совета директоров «Дженерал моторс» Рик Вэгонир убеждает журналистов, что компании есть чем встретить будущее.


  «Бьюик-Лакросс» – премиум-седан, на который «Дженерал моторс» возлагает особые надежды, – дебютирует в этом году. Бензиновый 6-цилиндровый двигатель с непосредственным впрыском (3,6 л, 280 л.с.), полный привод, 6-ступенчатый автомат, умеренный для такого двигателя расход топлива.

  «Кадиллак-Конверж» – бензоэлектрический прототип купе класса люкс. Продолжение концепции «Шевроле-Вольт», только для более престижного сегмента рынка.

  «Шевроле-Вольт» обещает 40 миль без капли бензина – большинству американцев этого достаточно для ежедневных поездок. После ночи в гараже он снова готов служить экологически чистым заменителем общественного транспорта. Длительный пробег на уикенд обеспечит бензиновый мотор. Производство литий-ионных батарей, ключевого компонента модели, доверено корейской LG Chem, окончательная сборка – новому заводу в Мичигане.

  Этот 1,4-литровый бензиновый двигатель «Дженерал моторс» с турбонаддувом развивает 140 л.с. Автор пробовал его на «Опеле-Астра». Простой мотор с впрыском в коллектор очень неплох для своего объема, а главное – недорог в производстве. Вероятно, именно он будет крутить генератор «Вольта», приводить в движение «Шевроле-Круз», а также перспективные малолитражки.

  Америка немыслима без пикапов. Скачок цен на топливо позади, и у них есть шанс восстановить былую популярность. «Форд-F150» в новом обличье представлен шоу-траком F150 SVT Raptor. Большие колеса, основательно переделанная подвеска с увеличенными ходами, спортивные амортизаторы и оригинальная отделка. Первые машины появятся летом – со стандартным 5,4-литровым 320-сильным V8. Позже подоспеет 6,2-литровая версия мощностью около 400 л.с.

  «Форд-Торус» – после не слишком удачной модели полностью новый семейный автомобиль. Теперь в нем соединены «дерзкий» американский и «кинетический» европейский дизайн. Цена от 25 995 до 31 995 долларов, двигатель 3,5 л (263 л.с.), 6-ступенчатый «автомат» в стандартной комплектации и полный привод на заказ.

  «Форд-Фиеста» в Америке? Ничего удивительного – покупателя надо готовить к маленьким машинам. Сегодня их всего сотня, и только для полугодового тест-драйва. Если он окажется удачным, через год поголовье «фиест» в США вырастет многократно. При цене более 20 тысяч долларов за небольшой, но очень экономичный автомобиль это смелый проект. Кстати, в 2010-м обещают седан!

  Городской «Линкольн-С» – это не «Линкольн-Таун Кар». Построенный на платформе «Форда-Фокус» концепт намекает на возврат трехместного переднего сиденья, бесстоечного кузова и задних дверей, открывающихся против движения.

  Двигатель объемом 1,6 л в «Линкольне» – это больше не дурацкий розыгрыш. За счет непосредственного впрыска и турбонаддува 1,6-литровый мотор должен обеспечить «Линкольну-С» достаточную динамику, особенно в сочетании с коробкой передач с двумя сухими сцеплениями, значительно снижающей расход топлива.

  «Додж-EV» – просто электромобиль на основе «Лотоса-Европа». Маленький и, благодаря электромотору в 200 кВт, очень быстрый: четверть мили с места за 13 с, набор первой сотни требует менее 5 с. Запас хода – до 320 км, если, конечно не пытаться проверить первые два показателя. Теоретически производство можно начинать через год. Если будут заказы…

  «Джип-EV» – прототип на базе серийного «Джипа-Пэтриот». Настоящему «Джипу» концепция подзаряжаемого гибрида подходит, как сержанту балетная пачка, но чего не сделаешь во имя патриотизма…

  «Тойота-Приус» третьего поколения – самая долгожданная премьера Детройта. Вопреки ожиданиям «Приус» не получил возможность подзаряжаться от сети. Зато он стал одновременно динамичнее, экономичнее, просторнее, оснащеннее – и дороже (подробнее – в разделе «Новости»).

  «Лексус-HS 250h» – первый «настоящий» гибридный «Лексус», созданный специально под электромеханическую трансмиссию. Сделан по технологии «Приуса», но с более мощными двигателями, просторным и комфортным салоном. Бензиновый мотор 2,4 л и электродвигатель вместе выдают 187 л.с. Кстати, это первый «Лексус» с 4-цилиндровым двигателем!