Сеул не похож ни на Токио, ни на Шанхай, и автомобили из Южной Кореи развиваются в своих традициях. Автосалон в Сеуле не рекордсмен по количеству премьер, но прекрасно демонстрирует будущее местного автопрома. Так считает Анатолий Фомин. Фото автора.

Даже организация движения на улицах Сеула гораздо больше похожа на американскую, чем на европейскую или японскую. Практически полное отсутствие круговых развязок, «прямоугольные» перекрестки со светофором на дальней стороне. Между прочим, «американские» перекрестки устроены довольно разумно – что толку в светофоре, если, остановившись рядом, его уже не видишь? Еще одна деталь: компактные автомобили тут в явном меньшинстве. Преобладают машины С- и D-классов по европейской классификации, практически полностью отсутствуют хэтчбеки, равно как и цветные машины. Черный, белый, все оттенки серебристого. Как будто кто-то нарочно скрутил цветовую настройку телевизора. При подавляющем количественном превосходстве местной продукции из импортных машин чаще других попадаются «мерседесы» S-класса и дорогие спортивные машины – от «Порше» до «Корвета».

Немногочисленность иномарок нынче обеспечивается не столько высокой пошлиной (она вдвое меньше, чем в Украине), сколько системой сертификации, которая тоже гораздо больше походит на американскую, чем на европейскую или японскую. В результате грамотной защиты и более чем умеренных цен родного автопрома серьезных угроз ему нет. Лидер местного рынка – «Хёндай-Соната». Ее можно встретить на улице во всех вариантах: от первой модели 1988 года до новых машин. И с любой отделкой – от кожзаменителя и стальных колес для такси до почти представительского уровня. Секрет популярности прост, как яйцо: просторный комфортабельный автомобиль с хорошей надежностью по доступной цене. В переводе с корейских вон на доллары США диапазон цен на машину – от 14 до 23 тысяч. В Украине о подобном можно только мечтать. На вопрос о цене популярного у нас «Гетца», известного здесь под именем «Клик», отвечу так, чтобы сразу не расстраивать: от 7,5 миллиона вон. Большинство автомобилей бензиновые, хотя цена горючего достаточно высокая: литр бензина или дизельного топлива в Южной Корее лишь немногим дешевле, чем в Европе. Это вполне объяснимо в стране, где не добывают ни одного литра нефти.

Вдвое дешевле бензина сжиженный газ, на котором ездит 100% такси и около 15% остальных легковых автомобилей. Несмотря на дороговизну топлива, дизельных легковушек относительно мало, хотя они стремительно набирают популярность. Незначительность доли дизельных автомобилей объясняется жесткими требованиями к выбросам окислов азота. Настоящее распространение легковых дизелей началось лишь в последние два-три года благодаря освоению аккумуляторных систем впрыска «коммон рейл» и управляемой рециркуляции выхлопных газов. Результат в любом случае впечатляет: более 90% парка – автомобили местного производства, сильных зарубежных конкурентов у них попросту нет. На автосалоне в Сеуле пока представлены лишь люксовые иностранные бренды, а также «Форд» и «Фольксваген». Дорогостоящая сертификация и низкие цены на местном рынке оставляют прочим мало шансов. Даже если один из четырех корейских производителей легковых автомобилей будет сметен кризисной волной (а «Саньён» без серьезной поддержки не выживет), у местного потребителя есть более чем достойный выбор.

Концерн «Хёндай-КИА» уже отодвинул на шестое место по продажам в мире «Хонду» и «Ниссан» и стремительно приближается к занимающему четвертое место «Форду». Секрет корейского успеха вполне объясним – на смену первоначальному заимствованию конструкций и технологий приходят собственные конструкции, созданные на своей технологической базе. Сегодня Южная Корея производит не только современные автомобили, но и двигатели, агрегаты трансмиссии, подвески, климатические установки, антиблокировочные системы тормозов и системы стабилизации, электрические усилители рулевого управления, светодиодные фары и первоклассную электронику, причем все – собственной разработки. И по­этому страна не зависит от диктата зарубежных фирм-лидеров. Какие бы выгоды ни сулила местная сборка иномарок, она имеет право на жизнь только в сочетании с заградительными пошлинами. Никто не заинтересован в том, чтобы вырастить себе соперника.

Похоже, это в Корее знали давно, поскольку во все века стране изрядно доставалось и от китайских, и от японских захватчиков. Только технологическая независимость дает возможность создать продукт, превосходящий предложения конкурентов. Впрочем, у корейского автопрома еще остались уязвимые места, самое заметное из которых – дизельная топливная аппаратура. Надолго ли?

{2}

«Дэу-Лачетти» теперь полный аналог «Шевроле-Круз». В Корее его предлагают с двумя типами двигателей – бензиновым 1,6 л, 114 л.с. или 2-литровым турбодизелем VCDi мощностью 150 л.с., таким же, что у продаваемых в Европе «Опеля-Антара» и «Шевроле-Каптива». Прежний «Дэу-Лачетти» обзавелся двумя лишними буквами – EX, и его производство продолжается.

{3}

«Хёндай-Генезис Купе» дебютировал в Детройте. Теперь пришла очередь гоночной версии. Точнее говоря, автомобиля для клубных гонок. «Заряд» выглядит более чем внушительно: двигатель заднеприводного купе развивает 385 л.с. при 6810 об/мин и соединен с шестиступенчатой механической коробкой передач. Интерьер максимально упрощен и облегчен, задние сиденья убраны, установлен каркас безопасности. Любителям дрифта будет на чем развлечься!

{4}

«Саньён-С200» все еще концепт, но теперь представлен в двух вариантах: «Эко» и «Аэро». Зеленый автомобиль, разумеется, «Эко» – полный привод и форма бамперов предполагают возможность немного приблизиться к природе.

{5}

«Рено-Самсунг eMX» (расшифровывается так: eco-Motoring eXperience). Первый концепт-кар «Рено-Самсунг моторс» весьма далек от реального производства. Пока идет поиск ключевых стилистических элементов компактного автомобиля будущего. Компактность, впрочем, относительная: длина – 4,04 м, ширина – 1,82 м. Биодизайн возвращается?

{7}

«КИА-Соренто» нового поколения выглядит очень импозантно. Если присмотреться, поймешь: от старой машины не осталось ничего. Теперь «Соренто» разделил платформу с ближайшим родственником – «Хёндай-Санта Фе». Выбор силовых агрегатов интересный. Для Европы и Кореи это бензиновый 2,4-литровый двигатель мoщностью 174 л.с. с регулируемыми фазами газораспределения или 2,2-литровый турбодизель с нешуточными 197 л.с. мощности и 435 Н·м крутящего момента. Для Америки будет и люксовый V6 с параметрами 3,5 л, 277 л.с., а для Кореи – популярный здесь вариант на сжиженном газе с «шестеркой» поменьше: 2,7 л и 165 л.с.

{9}

«Хёндай-Элантра LPI Hybrid» – первый гибрид на сжиженном газе и первый, использующий литий-полимерные батареи. Типичный «легкий» гибрид: двигатель 1,6 л с увеличенной до 12 степенью сжатия и продленным открытием впускного клапана (цикл Аткинсона), вариатор и электромотор мощностью 15 кВт. Машина выбрасывает в воздух 102 г СО2 на 1 км – на 41,4% меньше, чем простая «Элантра» с бензиновым мотором 1,6 л. Выбросы прочих загрязнителей атмосферы сокращены на 90% по сравнению с бензиновым автомобилем. Продажи в Корее с 1 июля.

{6}

Это не перспективный «Шевроле-Спарк», а «Дэу-Матиз». Цвет тот же, но стиль заметно отличается. В варианте «Дэу» маленький автомобиль не выглядит столь карикатурно-брутальным. О технике пока известно немного: литровый мотор 64 л.с. и автоматическая трансмиссия.

{13}

Концептуальный КИА-VG, или KND-5 (по внутренней классификации). Стильный седан бизнес-класса почти пятиметровой длины весьма точно демонстрирует облик автомобиля, сменяющего «КИА-Опирус». Под капотом 3,5-литровый двигатель серии «Лямбда» с шестиступенчатой автоматической трансмиссией. Мощность двигателя составит, вероятно, немногим менее 300 л.с. Ждать серийную машину еще не меньше года.

{14}

«Дэу-Веритас» – имя пафосное: в переводе с латыни означает «истина». Та самая, которую ищут на дне бутылки? На самом деле это перелицованный «Холден-Стейтсмен» и выпускают автомобиль в Австралии. Видимо, концерн «Дженерал моторс» старался запутать кредиторов окончательно. С корейским «бэджем» доступен только 3,6-литровый двигатель с непосредственным впрыском, агрегатированный с пятиступенчатым автоматом. Просторнейший салон оснащается по последнему слову комфорта уже в стандартной комплектации седана длиной 5,16 м.

{16}

«Хёндай-Эквус» – пока единственный представительский автомобиль в Корее, базирующийся полностью на собственных агрегатах. Большая часть их заимствована у «Генезиса», кузов совершенно оригинальный. В ближайшее время ожидают длиннобазную модификацию с 5-литровым мотором. Пока самый мощный агрегат – V8 серии «Тау» (4,6 л, 366 л.с.) с 6-ступенчатым автоматом собственного производства.

{15}

«Саньён-Чейрмен W» – название модели в переводе означает «председатель», буква – индекс поколения машины. Наверняка имелся в виду председатель не гаражного кооператива, а совета директоров солидной компании (к сожалению, сейчас находящейся в процессе банкротства). Автомобиль последнего поколения также использует агрегаты «Мерседес-Бенц», но на этот раз S-, а не E-класса (W 124). Так что под капотом впервые 5-литровая «восьмерка» мощностью 306 л.с.! Качество выставочных образцов отличное, перспективы – туманные.

{11}

«КИА-Форте LPI Hybrid» поступит в продажу в Корее в августе. Под оригинальной оболочкой те же агрегаты, что и в «Элантре», а потому характеристики как под копирку. Впрочем, поскольку продажи начнутся на месяц позже, это будет лишь второй гибрид с литий-ионными полимерными батареями, работающий на сжиженном газе.

{8}

«Самсунг-SM3» больше не «Ниссан-Алмера Классик», а совершенно другой автомобиль. Правда, это предсерийный вариант. Достоверно известно следующее: габариты – 4620×1810×1480 мм, колесная база – 2700 мм, индекс двигателя – H4M, тип трансмиссии – с вариатором. Похоже, это родной брат грядущего «Рено-Меган III» с кузовом седан.

{10}

«Блю-Вилл», или HND-4 (согласно внутренней классификации концептов «Хёндай»), – футуристичный автомобиль с технологиями ближайшего будущего. Кузов из биоразлагаемого пластика, в крыше солнечная батарея, в панели приборов дисплеи на органических светодиодах. Технически это подзаряжаемый «тяжелый» гибрид со 152-сильным двигателем 1,6 л (непосредственный впрыск и турбонаддув), работающим на бензоэтанольной смеси E85, вариатором и электромотором мощностью 100 кВт. Расчетные параметры расхода топлива – 4,3–4,7 л/100 км с возможностью снижения до 2,2 л/100 км на коротких маршрутах при подзарядке батареи (литий-ионная полимерная) от розетки.

{12}

«КИА-соул»