Первое поколение БМВ Х3 стало хитом – разошлось по миру тиражом более 600000 экземпляров. Его приемник только что дебютировал на нашем рынке. Ну а тем, кому выпало первыми опробовать машину, пришлось лететь через океан.

Средневековые алхимики тратили жизнь на поиск философского камня – мифического реактива, якобы превращающего любые металлы в золото. Среди зелени американского города Атланта золотистый Х3 сверкает, словно золотой слиток; создатели автомобиля хотят, чтобы на их детище смотрели как на драгоценность. Почему мы встретились с ним именно в США? Потому, что Штаты теперь для Х3 место рождения – его делают на заводе в Спартанбурге, в Южной Каролине. Здесь также собирают кроссоверы Х5, X6, и отсюда машины плывут в Европу.
От нового Х3, как и от его предшественника, никто не ждет чудес на бездорожье. Он способен быстро ехать по проселку без пробоев подвески – проверено! Готов не спеша залезть на гору, благо электроника оперативно перебрасывает момент на нужное колесо. И скатиться с горки тоже не проблема – поможет система спуска HDC. Более серьезные вылазки чреваты косметическими травмами. Хотя углы съезда и въезда у Х3 для кроссовера немалые – 25,7 и 22,6°, ободрать щедро окрашенные бамперы ничего не стоит. Приоритеты у покупателей нового Х3 другие. Какие? Например, спортивность.
Второе поколение подросло в габаритах, но это сплошь мышечная масса, никакого жира. Х3 накачал бока на 28 мм, прибавил в высоте 12 мм и вырос в длину на 83 мм. При этом стал легче в среднем на 50 кг. Широкие колесные арки и раздувшиеся «ноздри», лихо вздернутые фары и фонари… Во внешности новичка не осталось и следа от легкой застенчивости предшественника. Нынешний самоуверен во всем, возьмите для примера силовые агрегаты.
Дизель объемом 2 л развивает теперь 184 л.с., на 7 сил больше. Момент подрос на 30 Н·м и достиг 380 Н·м. Основная прибавка получена благодаря пьезо­электрическим форсункам. Но дизель я упомянул лишь для затравки. Бензиновый xDrive 35i демонстрирует еще более внушительные показатели прогресса. При том же объеме 3 л он выдает 306 сил мощности (плюс 34 силы) и 400 Н·м момента (плюс 85 Н·м). Результат – разгон до 100 км/ч стал на полторы секунды быстрее. Причем не в ущерб экономичности – напротив, расход упал на 8%, выброс СО2 снижен на 11%. Эта версия полностью соответствует спортивному имиджу модели. Взгляните на характеристики тяги – ее максимум растянут почти на весь рабочий диапазон, от 1200 до 5000 об/мин. Езда «на моменте» – залог бодрого отклика на акселератор, прекрасно настроен и 8‑ступенчатый автомат Steptronic (за доплату его оснастят подрулевыми лепестками).
Еще одна опция, на которой не стоит экономить, – Dynamic Drive Control, дающий право выбирать между режимами Normal, Sport и Sport+. В первом Х3 становится мягким и почти пушистым: руль легок, подвеска комфортна. Кати себе хоть через все Штаты. Перехожу в «спорт»: коробка уходит на передачу ниже, руль заметно тяжелеет. Примечательно, что впервые для Х‑серии применен электромеханический усилитель руля, причем на чистоте обратной связи его наличие совсем не отразилось. В «спорте с плюсом» кроссовер словно заранее просчитывает любую мелочь в прохождении поворотов. Поэтому нет ни кренов, ни претензий к усилию на руле и никаких заминок с переходом на пониженную передачу. Стрелка тахометра поселяется в зоне максимальных оборотов, система стабилизации вмешивается в опасную ситуацию позже, чем обычно, позволяя слегка подрифтовать в поворотах.
Конечно, за прекрасную устойчивость машины в виражах заслуживает похвалы и система полного привода xDrive, которая в моем автомобиле была дополнена функцией системы стабилизации Performance Control. Притормаживая ближнее к центру виража заднее колесо и увеличивая тягу с другой стороны, она уменьшает недостаточную поворачиваемость и вкручивает машину в вираж.
Съезжаю с «американских горок» в город. И здесь Х3 как рыба в воде. На ветровое стекло, прямо перед глазами, проецируется навигационная информация, показатели скорости и предупреждения активного круиз-контроля. Очень удобно парковаться: камеры в зеркалах и на двери багажника передают сигналы на компьютер, а он преобразует изображение в картинку с высоты птичьего полета – функция Top View.
На первом же светофоре Х3 глохнет. «Если вас остановит полиция, оставайтесь в машине и обязательно заглушите мотор! – вспоминаю совет инструктора. – Иначе система Auto Start Stop сама выключит его и может неожиданно сама же запустить. Полицейский подумает, что вы хотите удрать, и тогда…» Спасибо, дальше объяснять не надо. Пожалуй, я отказался бы от Auto Start Stop и по другой причине: постоянное чириканье стартера в пробках быстро надоедает. Но тогда – прощай, экономия бензина.
Еще одно требование современного покупателя: автомобиль должен давать свободу не только перемещения, но и общения. Кажется уже естественным, что БМВ‑Х3 предлагает доступ в Интернет – лишь бы был под рукой смартфон, нетбук или iPad. Навигатор прорисует маршрут по фотографиям из Сети, отыщет нужный объект и загрузит его фото в режиме Panoramio. Обладателям приборов от Apple лучше всего – при подключении те просто сливаются с бортовой электроникой машины. Например, при помощи контроллера iDrive удобно напрямую зайти в свой почтовый ящик. Причем текст можете не читать, машина сама его вам озвучит. Чудеса? Алхимия!
Возьмите сталь, алюминий, чугун, латунь, медь, никель. Научите их классно ездить и наделите интеллектом. Получилось? Тогда ваш продукт оценят на автомобильном рынке на вес золота. Не сомневаюсь, что с Х3 будет именно так.

25 ЛЕТ ПОЛНОГО ПРИВОДА

Первый из современных полнопривод­ных БМВ был представлен в 1985 году под обозначением 325iХ. Его бензиновая «шестерка» объемом 2,5 л развивала 171 л.с. Система полного привода с фиксированным распределением крутящего момента между передними и задними колесами в соотношении 37:63 основана на вискомуфтах в межосевом и заднем межколесном дифференциалах. В 1988 году создали полноприводный универсал.
В 1991 году появилась всепогодная модификация «пятерки» – 525 iX. В конструкцию полного привода внесли значительные изменения. Взамен вискомуфты применили многодисковое сцепление с электронным управлением. Блокировку заднего дифференциала вскоре заменила его электронная имитация с помощью тормозных механизмов.
На рубеже веков БМВ выпустила свой первый кроссовер Х5. В отличие от многих вседорожников того времени, X5 имел несущий кузов и независимые подвески. Его система полного привода распределяла момент в соотношении 38:62 через планетарную раздаточную коробку. Блокировку дифференциалов передней и задней осей имитировали тормозные механизмы под контролем электроники.
Весной 2008‑го рождается вседорожное купе Х6. Оно получает модернизированную трансмиссию хDrive, дебютировавшую в 2004 году на Х3. В ее основе многодисковая муфта с электронным управлением и задний активный дифференциал. В 2010 году мир увидел самый мощный по сей день гибрид – X6 с V8 и двумя электромоторами, общая мощность силового агрегата составила 485 л.с. Сейчас БМВ выпускает 45 полноприводных моделей, в том числе (с конца 2009 года) флагманскую «семерку».