Лучшее средство от боязни прокола колеса – запаска. Но Владимир Арбузов может обойтись и без нее.

Вы попали: колесо спускает, а запаски нет. Современные шины бескамерные – если удалось перекрыть небольшую утечку герметизирующим составом, залив его в вентиль, прокол можно и не искать. Эффективно – заткнуть дырку резиновым жгутом. Его вводят снаружи особым приспособлением (такие наборы на рынке недороги). Но сейчас  речь о крайнем случае – когда у беспечного водителя нет под рукой ничего, чтобы быстро заделать прокол.
Заглушить небольшую дырку удастся, вкрутив в нее саморез. Взять его можно, например, из обшивки багажника. Другой вариант, если прокол мелкий: залить в шину пол-литра воды (насосом через вентиль), чтобы она тормозила выход воздуха. Но периодически подкачивать колесо придется.
Для заделки крупной дыры покрышку придется снять с диска, хотя бы одной стороной. Но сначала – сдвинуть оба борта шины вглубь ручья обода. Бывалые возят на такой случай отрезок стального уголка и тяжелый молоток. Либо сдвигают домкратом, уперев его пяту в боковину шины, а полку – в порог автомобиля. Далее монтажками надо перетянуть нужный борт через закраину обода, и лишь после этого можно браться за ремонтные грибки, клей и заплаты.
Прокол заделали – но как вернуть шину на полки обода? Не у каждого при себе электрический компрессор с высокой производительностью. А чтобы пользоваться обычным насосом, придется максимально уплотнить щели – например, стянуть покрышку по окружности веревками. На практике эти методы требуют ловкости рук. Проще посадить шину легким взрывом. Внутрь шины наливаем несколько миллилитров горючего, затем, чтобы оно лучше испарялось, прокатываем колесо. Кладем его на бок и, нажав на боковину ногой, подносим к щели пламя. Но не спичку, а факел, чтобы при вспышке случайно не пострадали пальцы, занятые покрышкой. Раздастся хлопок – и шина на месте. Типичная ошибка – налить слишком много бензина: вместо хлопка вспыхнет костер. Гасим, проветриваем…
Когда дыра в кулак, шину уже не спасти. Разве что вставить в покрышку камеру. Изнутри дыру полезно перекрыть «шубой» из пары слоев резины или же бандажом, вырезанным из боковины шины, валяющейся на обочине, – этого добра вдоль дорог немало. Так вы защитите камеру от песка и снизите вероятность дальнейшего разрыва. А если до цели поездки недалеко? На спущенной шине порой удается проехать по асфальту 15–20 км со скоростью до 40 км/ч, прежде чем она окончательно развалится. Об этом эксперименте мы рассказывали в ЗР, 2009, № 7.
Но если камеры нет? Тогда включайте фантазию. Кто-то «заправляет» шину поливочным шлангом; в ход идут всевозможная ветошь, губчатая резина от старых сидений, пластиковая пленка, полосы линолеума, боковины, вырезанные из старых шин, и т. п. С подобной набивкой покрышки на ходу будут меньше сминаться. Но о езде в обычном режиме забудьте – не спеша, предельно аккуратно едем до ближайшей шиномонтажной мастерской.

УХОД ЗА КОЛЕСАМИ, ПРАВИЛА ДЕМОНТАЖА И МОНТАЖА

■  Не всякое повреждение шины можно устранить без потери ее качеств. Ездите так, чтобы риск фатальных повреждений свести к минимуму. В дальнюю дорогу возьмите про запас камеру – может пригодиться.
■  Следите за состоянием баллонного ключа и домкрата. Трещины или вытяжка металла, сильно изношенная резьба, тугое, несмотря на смазку, вращение – недопустимы!
■  При установке колеса болты (гайки) крепления нужно подтянуть еще на весу – так оно будет правильно отцентрировано на ступице.
■  Перед тем как поднять автомобиль на домкрате, зафиксируйте колеса противоположной стороны. Стопоры под опорными колесами – клинья, камни и т. п. – не должны проскальзывать по дороге. Чтобы машина не сползала в сторону, опорные колеса лучше расположить в неглубокой колее, выбоинах покрытия или вплотную к бордюру.
■  Если придется работать на мягком грунте или снегу, под пяту домкрата положите опору пошире – например, кусок прочной доски. Вращая винт, не поправляйте другой рукой домкрат, тем более не суйте в него пальцы. Подняв машину, для страховки подложите надежную дополнительную опору под порог (запасное колесо, устойчивый чурбак и т. п.).
■  Резьба крепежных болтов (гаек) прослужит дольше, если перед тем, как закрутить, слегка смажете их консистентной смазкой.