Что делать, если случайно на дороге «схватил» бодягу вместо бензина, и могут ли помочь горю разного рода присадки, выясняют Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.

Влипли!

Итак, ситуация, многим знакомая. На табло проснулась лампочка резерва топлива, а по обочинам вместо фирменных заправок – только «Пупкин-Ойл». Перекрестившись, заправились – но не повезло. Мотор стал тупить, дергаться и тихо умирать. Или радостно «зазвенел пальцами» при нажатии акселератора…
Подвоха от некачественного бензина можно ждать с трех сторон. Во‑первых, у него низкая детонационная стойкость из-за несоответствия реального октанового числа (ОЧ) требованиям двигателя. Отсюда – детонация, падение мощности, а далее прогоревшие клапаны и поршни, разрушенные перемычки канавок под кольца, задранные подшипники.
Во‑вторых, вредит большое количество смол и вообще – нехороший состав, ухудшающий качество сгорания. Из-за него быстрее загрязняются впускная и топливная системы, а также камеры сгорания; растет расход топлива, мотор перегревается, а нейтрализатор преждевременно выходит из строя.
В‑третьих, присутствие воды в топливе: она нарушает работу двигателя, зимой образует ледяные пробки в топливной системе, ускоряет коррозию.
Пора спасаться! Самое правильное – слить бодягу из бака, вызвать эвакуатор и доехать на нем до нормальной АЗС. Еще можно позвонить начальнику и попросить его быстренько прислать секретаршу с канистрой хорошего бензина… Помечтали? А теперь вспомним, что в ближайшей автолавке витрина наверняка заставлена всяческими топливными присадками с обещанием не только повысить мощность, экономию, динамику, но заодно и победить все вышеперечисленные беды. География производителей – от России (что, в общем-то, понятно) до Европы и Штатов (неужто и там не изжиты проблемы с топливом?).
Что же, попробуем излечиться. Кстати, как принимать «лекарство»: до или после? Разберемся и с этим.

Десять негритят

Препаратов – две группы. Первая – универсальная, лечит от всего и сразу. Вторая – специализированная: это октан-корректоры, очистители и влагоудалители. Впрочем, некоторые составы владеют и смежными специальностями.
Мы купили четыре образца универсальных корректоров, показавшихся наиболее интересными. К ним добавили по паре «узких спецов» – октан-корректоров, очистителей инжекторов, влагопоглотителей. Итак, всего десять наименований – выборка достаточно представительная. У каждого препарата сравниваем обещанный эффект с полученным – всё просто и честно. Места в этот раз не присуждаем, поскольку все снадобья разные.
Для испытаний отыскали дрянной бензин. Это несложно: отъехали в область и нашли контейнерную заправку, где цена на полгривны ниже, чем всюду. Попали в яблочко: вместо обещанного 95‑го нам достался плохонький 92‑й, с богатым содержанием смол и явным перебором тяжелых компонентов, плохо горящих, но хорошо пачкающих мотор. Воды добавили сами – из-под крана. Методики проверки бензинов по всем интересующим нас параметрам хорошо отработаны. Проверили для каждого октановое число (ОЧ) на установке УИТ, а также изменение порога их реальной детонационной стойкости на двигателе. Провели тест на удержание воды бензином. Самое долгое и противное испытание – проверка моющей способности присадки. Естественно, провели прямое сравнение моторных и экологических показателей стендового двигателя при работе на базовом бензине и на бензине, содержащем препарат.
Испытания заняли три недели. Результаты – в таблице.

NOS Octane Booster

Off-Road Formula, США
Ориентировочная цена  200 грн
Рекомендуемая дозировка  355 мл/64 л
Стоимость обработки
литра топлива 3 грн 13 коп.
Обещано.
Для повышения мощности в условиях кроссовых гонок, а также для бездорожья.Поддерживает топливную систему в оптимальном состоянии, предотвращает коррозию, вытесняет влагу. Повышает ОЧ на 7 единиц. Содержит в составе вещества, создающие в сочетании с бензином плотную, насыщенную кислородом смесь.
Получено.
Мощность повысилась на 4%, расход снизился на 5%. Моющий эффект – средний. Увеличение ОЧ существенно меньше заявленного, но порог начала детонации вырос. Заметное увеличение времени удержания воды в объеме бензина после взбалтывания смеси. Насчет «плотной, насыщенной кислородом смеси» – странное утверждение. Повышает плотность смеси только наддув, а не присадки!
Общее впечатление.
Эффективная, но очень дорогая присадка на любителя. Из недостатков – небольшое увеличение выхода остаточных углеводородов. Обычно такое бывает при добавлении октаноповышающих компонентов, тормозящих процесс сгорания.

01-oktan-zr03-12

ТОТЕК-УМТ

Усилитель моторного топлива, Россия
Ориентировочная цена 55 грн
Рекомендуемая дозировка 500 мл/100 л
Стоимость обработки
литра топлива 55 коп
Обещано.
Увеличивает КПД, мощность, крутящий момент до 7%; дает снижение расхода топлива до 5%; защищает клапаны и форсунки от нагара; очищает свечи от отложений ферроцена; снижает вредные выбросы СО, СН, NOx; защищает двигатель от детонации, уменьшая чувствительность к ОЧ; удаляет влагу. Использованы нанотехнологии управления горением.
Получено.
Практически всё подтверждается: снижение расхода топлива даже чуть активнее обещанного (около 6%), рост мощности и КПД – на 4%, уменьшение токсичности. В этом тесте удаление ферроцена не проверяли, но раньше такое видели (ЗР, 2009, № 7). Правда, его нынче в топливе практически не бывает – запрещен!
Про детонацию всё написано грамотно. При незначительном увеличении ОЧ скорость сгорания растет заметно, потому мотор «стучит пальцами» меньше.
А вот эффект удаления влаги выражен слабо.
Общее впечатление.
Единственный российский комплексный корректор топлива выглядит достойно. Но что понимается под «нанотехнологиями управления горением»?

05-oktan-zr03-12 

Wynn’s Supremium

Бельгия
Ориентировочная цена 60 грн
Рекомендуемая дозировка 250 мл/250 л
Стоимость обработки
литра топлива 24 коп.
Обещано.
Улучшает качество бензина до уровня топлива высшего качества. Снижает: расход топлива, шум при работе двигателя, выброс вредных газов – до 30%. Увеличивает мощность двигателя.
Получено.
Высшего качества топлива мы не получили, да и с какой стати? 0,1% присадки вряд ли повлияет на состав топлива и его детонационную стойкость.
Расход снизился на 2,5%, мощность увеличилась на те же 2,5%, токсичность немного упала – это подтверждается. Хорошо моет детали двигателя – отсюда и отмеченные эффекты.
Общее впечатление.
Неплохая моющая присадка, причем недорогая. А к рекламному тексту, как обычно, нужно относиться с юмором.

04-oktan-zr03-12 

Xenum Complex Fuel Conditioner

Бельгия

Ориентировочная цена 110 грн

Рекомендуемая дозировка 300 мл/40–60 л
Стоимость обработки
литра топлива 2 грн 75 коп.
Обещано.
Восстанавливает мощность, экономит топливо. Защищает от образования коррозии, очищает клапаны, инжектор. Нейтрализует воду. Сглаживает работу двигателя, снижает токсичность.
Получено.
Очень грамотно написано! Ни одной конкретной цифры – а по остальным позициям придраться не к чему. Действительно – «восстанавливает», «экономит», «защищает» и «сглаживает». Всё это видели на испытаниях. Однако эффективность не самая высокая: по сути, хорошая моющая присадка.
Общее впечатление.
Что было обещано, то и получили. Но за весьма нескромную цену!

03-oktan-zr03-12

Октан-корректоры

 Супер Октан Корректор и очиститель Hi-Gear

США
Ориентировочная цена 50 грн
Рекомендуемая дозировка 325 мл/40–60 л
Стоимость обработки
литра топлива 1 грн 25 коп.
Обещано.
Повышает ОЧ на 6 ед.; предотвращает последствия использования некачественного бензина; защищает от образования нагара; устраняет детонацию и калильное зажигание; восстанавливает мощность; снижает расход топлива на 5–7%; улучшает приемистость; уменьшает СО, СН, NOx; продлевает срок службы ЦПГ в 2–2,5 раза.
Получено.
ОЧ повышает, но на порядок слабее заявленных 6 ед. Эффекты восстановления мощности и снижения расхода получили куда меньше заявленных. Детонационная стойкость двигателя растет, но не сильно. Моющая способность средняя.
Обещание повысить ресурс ЦПГ в 2–2,5 раза оставим на совести разработчиков препарата.
Общее впечатление.
Как аварийный препарат – полезен. Но разные словечки типа «супер октан» не подтверждены реальными свойствами.

07-oktan-zr03-12 

GUNK Lead Substitute

(заменитель свинца), США
Ориентировочная цена 45 грн
Рекомендуемая дозировка 354 мл/80 л
Стоимость обработки
литра топлива 56 коп.
Обещано.
Заменитель свинца. Защищает от появления нагара на цилиндрах и повреждения клапанов.
Получено.
Неужели в США до сих пор гонят этилированный бензин? У нас его давно нет! Работает как обычный антидетонатор, немного повышая ОЧ и сдвигая порог детонации. Но до эффективности свинца (точнее, тетраэтилсвинца) очень и очень далеко. Моющую способность и влагоудаление не проверяли, поскольку их и не сулят.
Общее впечатление.
Чисто аварийный препарат. Постоянно использовать смысла не видим, но если после заезда на «Пупкин-Ойл» мотор загремел, зелье отчасти может помочь.

06-oktan-zr03-12 

 Очистители инжекторов

BBF

Очиститель инжекторов, Россия
Ориентировочная цена 20 грн
Рекомендуемая дозировка 500 мл/90 л
Стоимость обработки
литра топлива 22 коп.
Обещано.
Восстанавливает работоспособность засоренных инжекторов. Предотвращает образование углеродистых отложений на впускных клапанах и нагара в камере сгорания. Снижает расход топлива на 5–7%. Предотвращает коррозию деталей топливной системы.
Получено.
Коррозию не проверяли, а все остальное подтверждается. Четко выраженная моющая способность, а отсюда и снижение расхода топлива. Восстановление мощности и небольшое снижение токсичности – в качестве дополнительного бонуса.
Общее впечатление.
Типичный препарат для регулярной гигиены мотора, причем один из наиболее дешевых. Но для сильно загрязненных двигателей применять надо с осторожностью, начиная с половинных дозировок.

08-oktan-zr03-12 

STP Fuel Injector Cleaner

США
Ориентировочная цена 30 грн
Рекомендуемая дозировка 354 мл/21 галлон
Стоимость обработки
литра топлива 38 коп.
Обещано.
Поддерживает чистоту в критических точках системы впрыска. Удаляет угольную пыль, смолы и смазку с инжекторов. Защищает от ржавчины и коррозии. Не вызывает образования отложений во впускных отверстиях и на клапанах.
Получено.
Для справки: 21 галлон – это около 80 литров. Из перевода непонятно, что такое «критические точки» и «угольная пыль», но моющими свойствами препарат обладает, хотя и на уровне универсальных корректоров. Потому и его влияние на мощность и расход топлива тоже скромное.
Общее впечатление.
Эффективность не самая высокая, однако работает. И недорогой. Моющая способность пониже, чем у конкурентов, но в этом свой плюс: можно применять в сильно загрязненных моторах с рекомендованной концентрацией и даже с передозировкой.

09-oktan-zr03-12 

 Влагопоглотители

Runway

Удалитель влаги из бензобака, Россия
Ориентировочная цена 20 грн
Рекомендуемая дозировка 300 мл/50–60 л
Стоимость обработки
литра топлива 40 коп.
Обещано.
Устраняет влагу из бензобака и карбюратора. Снижает детонацию и улучшает приемистость.
Получено.
При рекомендованной концентрации воду поднимает и держит, по нашим оценкам, до 0,25–0,30% к объему топлива. По поводу детонации и приемистости – не очень поняли, поэтому проверили: результаты не вышли за пределы погрешности измерения.
Общее впечатление.
На удержание влаги работает, а вот все остальное… Впрочем, по названию он так и позиционируется. Цена тоже скромная.

10-oktan-zr03-12 

Sintec Fuel Dryer

Удалитель влаги – топливная присадка, Россия
Ориентировочная цена 20 грн
Рекомендуемая дозировка 325 мл/40–60 л
Стоимость обработки
литра топлива 50 коп.
Обещано.
Средство для нейтрализации воды в топливной системе. Адсорбирует воду, преобразуя ее в эмульсию, и выводит в камеру сгорания.
Получено.
Реально поднимает воду и держит в объеме бензина. Конечно, литрами воду откачивать не удастся, но с содержанием влаги 0,5% справляется уверенно. И других показателей явно не ухудшает.
Общее впечатление.
Честный специализированный препарат, недорогой и эффективный. Описание нашенское, без всяких «супер» и «нано»; обещано только то, чего реально достигаем. Достойно!

02-oktan-zr03-12 

 

Вернемся к первому вопросу: как и когда использовать снадобья? Систематически или по симптомам?
Препараты группы октан-корректоров – чисто аварийные составы, поэтому имеет смысл возить их с собой. Если залил непонятный бензин, после которого услышал детонацию в цилиндрах, то подобной химией можно что-то поправить.
Очистители и влагоудалители – средства повседневной гигиены мотора. Если вас сильно заботит его здоровье, то их следует применять постоянно. А разовые акции для очистки сильно запущенного двигателя могут быть даже опасны, не говоря уже об их малой эффективности. В трудной ситуации с левым бензином они тоже не помогут.
Универсальные средства рекомендуем использовать в качестве профилактики при заправке непонятным топливом в незнакомом месте. Постоянно их применять на качественных бензинах не стоит: дороговато. Даже самый дешевый препарат, ТОТЕК-УМТ, добавит к цене бензина около 50 коп. на литр. И все же с сильной детонацией они обычно не справляются (дорогущий NOS Octane Booster не в счет) Впрочем, с подобной экстренной ситуацией призваны бороться октан-корректоры – именно их мы рекомендуем держать под рукой.

1_oktan