Вслед за «Ауди-А3», «Фольксвагеном-Гольф» и «Сеатом-Леон» свой автомобиль на платформе MQB показала и «Шкода». На новой «Октавии» покатался Юрий Тимкин. Фото автора и «Шкода».

 Гигантомания

Пресс-конференция началась с выезда на сцену лифтбека (чехи остались верны этому типу кузова) третьего поколения. Сижу смотрю на него, а в голове крутится: «Что он мне напоминает?». Точно, чешский хрусталь! При мимолетном взгляде – неброская, но добротная посуда. Посмотришь повнимательнее – удивишься неизменно мастерской проработке, четкости граней. Вот и с дебютантом так же: чистый, не перегруженный деталями образ. Дизайн, что называется, вне времени.
Решетка радиатора в стиле показанного в прошлом году «Рапида», в фарах светодиоды (впервые в автомобилях чешской марки). Интересно смотрятся треугольные выштамповки на пятой двери: опять-таки навевая «хрустальные» ассоциации. Но самая яркая черта – уходящая вверх линия остекления. Такого решения на «шкодах» прежде не видел.
По сравнению с предшественницей новая «Октавия» изрядно подросла. В длину вытянулась аж на 90 мм: теперь передний бампер от заднего отделяют 4659 мм. Ширина, высота, колесная база – везде заметна прибавка. В итоге машина теперь воспринимается как представитель сегмента D, однако чехи продолжают относить ее к гольф-классу, более компактному. Очень удобная позиция для пиара собственных достижений, что и подтвердила пресс-конференция.
«Октавия» превосходит всех одноклассников в просторе на заднем сиденье. Немудрено при таких-то габаритах! Запас пространства для коленей больше, чем во многих автомобилях сегмента D, да и по высоте-ширине места заметно прибыло. А вот напольный туннель увеличился, отчего среднему пассажиру сидеть не так удобно, как прежде. Багажник тоже чемпионский. Его объем вырос до недосягаемых в С‑классе 590 л. При сложенном диване вместимость увеличивается до 1580 л – не каждый универсал схожих габаритов располагает таким «трюмом»!

2013-skoda-octavia_2
Сам багажник спланирован грамотно: ровные стенки, невысокий порог, внушительный проем. Пол двусторонний: сверху ворс, снизу прорезиненное покрытие – практично, если придется перевозить грязный или мокрый груз. Как полагается, есть крепежные сетки, кармашки, крючки. А больше всего мне понравился простой, но крайне эффективный способ надежно фиксировать поклажу. Я говорю о креплении-планке с изменяемым углом, которое несложно закрепить в любой части багажника обычной застежкой-липучкой. Удивительно, что прежде до такого никто не додумался. С мая практичность машины еще повысится – чехи планируют внедрить откидное кресло переднего пассажира и возможность складывания второго ряда со стороны багажника. И тогда «Октавию» вполне можно будет сравнивать с минивэнами.

Приятных мелочей хватает и в салоне. Это и ниша для аварийного жилета под водительским креслом, и съемные емкости для мусора в дверных кармашках, и специальный держатель для смартфона.

Жаль, исчезла ниша в верхней части центральной консоли. Да и бардачок невелик.
Дизайн интерьера на первый взгляд несильно отличается от прежнего – все очень похоже. Консервативный стиль, ни капли вычурности. Внимание обращаешь только на огромный (диагональ 8 дюймов!) сенсорный экран, снабженный датчиком приближения: стоит поднести руку, в нижней части появляются виртуальные кнопки (такой монитор устанавливают и на новый «Гольф»).
Кресла скроены великолепно. Пускай не поражают количеством регулировок, но в них чувствуешь себя настолько удобно, что выходить не хочется! Качество отделки очень высокое, – даже удивительно, что «Шкода» до сих пор позиционирует себя как производителя сравнительно простых и доступных автомобилей.
Надо сказать, по части богатства оснащения «Октавия» широко шагнула вперед – многое из примененного в ней оборудования прежде на машины чешской марки не устанавливали. «Хотите все это оценить? Тогда садитесь в версию с флагманским 180‑сильным мотором: она начинена по-максимуму», – завлекал представитель компании. Нет повода отказаться!

Легкость бытия

Ключ из кармана доставать необязательно: машина, узнав хозяина, сама разблокирует двери и даст пустить двигатель кнопкой. Два десятка «лошадей» прибавил в мощности 1,8‑литровый турбо, и я законно ожидал существенного улучшения динамики. Но субъективно машина не стала заметно быстрее – голову не кружит. Едет мощно, напористо, однако без искорки.
Управляемость порадовала. «Октавия» стабильна на прямой, а в поворотах у нее исключительный запас устойчивости и скромные крены. Система стабилизации срабатывает в последний момент и резко – это может напугать неподготовленного водителя. А еще шумоизоляция задних арок подкачала: «пескоструйка» слышна в салоне громче, чем хотелось бы.

2013-skoda-octavia_10
Впервые на «Шкоде» появилась система «драйвинг моуд селекшн» (тоже знакома по «Гольфу»), позволяющая водителю менять характер автомобиля одним нажатием кнопки. Предлагается выбирать между режимами Normal, Sport, Eco и Individual – они отличаются друг от друга настройками двигателя, коробки передач DSG, адаптивного круиз-контроля, биксеноновых фар и климатической установки. По правде говоря, разницу между режимами я ощутил только по рулю – в «Спорте» он более тугой. Впрочем, я ездил на версии с механикой, а с DSG, возможно, уловить различия проще.
Новшества этим не исчерпываются: «Октавия» получила такие новаторские устройства, как автопарковщик (умеет ставить машину не только параллельно, но и перпендикулярно проезжей части), систему распознавания дорожных знаков и усталости водителя, ассистент удержания полосы. Адаптивные фары самостоятельно переключаются с ближнего света на дальний. Есть и функция аварийного торможения: на скорости до 30 км/ч «Октавия» сама сбавит ход вплоть до полной остановки при внезапном возникновении препятствия. Проверил: работает! Но особенно чехи гордятся системой предотвращения повторного столкновения. Она автоматически тормозит автомобиль после аварии, даже если водитель не нажал педаль тормоза. Но эту функцию я не проверял.
Напоследок прокатился на скромно оснащенной версии с 1,4‑литровым турбомотором. И знаете, она мне понравилась ничуть не меньше. Обилие электроники на борту не всегда востребовано, да и отдача под две сотни «лошадей» в повседневной жизни необязательна. На самом деле 140 сил хватает почти всегда. Разве что на выходе из скоростных поворотов такая «Октавия» ускорялась менее активно, чем топ-версия. А ведь есть еще модификации с 1,2‑литровым бензиновым турбомотором (86 либо 105 л.с.) – интересно, как они едут? Есть хороший повод для новой встречи с «чешским хрусталем»!

 [%GALLERY%]

Прогнозы и планы

В Украине новинка появится во втором полугодии, это будут машины сразу отечественной сборки.
Стоимость «Октавии» третьего поколения пока не объявлена. Производитель намекает, что цена будет выше прежней на пару тысяч долларов.

 

ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

Модель

Skoda Octavia

1.2 TSI

1.4 TSI

1.8 TSI

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

Размеры, мм:
длина/ширина/
высота/база

4659/1814/
1461/2686

колея спереди/сзади

1549/1520

1543/1514

1543/1512

Объем багажника, л

590/1580

Снаряженная масса, кг

1230

1255 (1265)*

1320 (1335)

Время разгона
0–100 км/ч, с

10,3

8,4 (8,5)

7,3 (7,4)

Макс. скорость, км/ч

196

215

231

Средний расход топлива, л/100 км

4,9

5,3 (5,4)

6,1 (5,7)

ДВИГАТЕЛЬ

Расположение

спереди поперечно

Конфигурация/
число клапанов

Р4/16

Рабочий объем, смз

1197

1395

1798

Мощность, кВт/л.с.
при об/мин

77/105

4500–5500

103/140

4500–6000

132/180

5100–6200

Крутящий момент, Н.м
при об/мин

175

1400–4000

250

1500–3500

250

1250–5000

ТРАНСМИССИЯ

Тип

переднеприводная

Коробка передач

М6

М6 (DSG7)

М6 (DSG7)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Подвеска:
спереди/сзади

«Мак-Ферсон»/
упругая балка

«Мак-Ферсон»/многорычажная

Тормоза:
передние/задние

дисковые вентилируемые/дисковые

Размер шин

195/65R15

205/55R16