Почти все машины, построенные для нового сезона, журналисты награждали нелестными эпитетами и прозвищами. Сергей Зиновьев с ними не согласен.

Виталий Бианки в замечательной сказке очень точно раскрыл основные принципы работы гоночных конструкторов. Отдельные элементы болидов могут выглядеть нелепо, смешно и даже непристойно. Но они при этом предельно функциональны. Никто же не считает, что пеликан сделан как-то не так. Его нос оптимален для выполнения поставленных задач!
Автомобили двухлетней давности сравнивали с утконосами и крокодилами. Сейчас в ходу термины «пылесос», «муравьед», а глава команды «Катерхем» признал, что новая машина напоминает ему Чужого. При взгляде на «Торо Россо» меня не покидают подозрения, что конструкторы со здоровым чувством юмора отразили в носовом обтекателе свое отношение к новому техническому регламенту.
Именно он определяет весь облик машины, от носа до хвоста. И в этом году изменения в нем настолько радикальны, что многие предыдущие наработки оказались бессмысленны. В том числе самые трудоемкие и дорогостоящие – аэродинамические. Все автомобили кроили с нуля. И это непременно отразится на результатах. Сами создатели не скрывают, что машины в первой половине сезона будут часто ломаться и к тому же увеличится число ошибок при пилотировании.
Некоторые эксперты считают, что регламент больнее всего ударил по чемпиону – «Ред Буллу» с его фирменными двойными диффузорами. Несколько лет такую схему пытались запретить, а инженеры мастерски обходили запреты, меняя конструкцию в мелочах, но сохраняя главную идею. Сдается все же, что «Ред Булл» вполне конкурентоспособен. Не в одних ведь диффузорах была его сила – важен общий баланс.
Вдобавок нос новой машины не вызывает отторжения – на фоне десятка откровенных уродцев.

p-20140129-00078_hires-jpeg-24bit-rgb

Носовой обтекатель
Страшноватые носы появились потому, что теперь ограничена высота их расположения относительно плоскости днища – не более 185 мм (вместо 550 мм). Форма не оговорена, лимитировано поперечное сечение. Как результат конструкторы изобрели приставки к носам такие, чтобы не препятствовали воздуху проходить под днище.

Вес
Машины стали тяжелее – не менее 691 кг (вместо 642 кг). Масса учитывается вместе с пилотом. Балласт теперь не нужен, и с его помощью не улучшишь развесовку по осям. Cамое интересное, что ФИА немного просчиталась и легкие пилоты получат некоторое преимущество. В 2015 году разрешенный минимум массы обещают скорректировать.

Переднее антикрыло
Допустима ширина не более 165 см (вместо 180 см). Аэродинамически нейтральная средняя секция осталась прежней – 50 см. Таким образом, уменьшена эффективность антикрыла в целом.

Крепление видеокамер
Обязательные для всех машин видеокамеры запрещено устанавливать на каких-либо самодельных опорах. Раньше конструкторы пытались оригинальными способами крепления как-то улучшить аэродинамику.

Топливный бак
Снизился расход – значит, не нужно брать с собой много бензина. Объем бака уменьшен до 100 л (вместо 150 л). Говорят, возможны случаи, когда топлива не хватит на всю дистанцию.

Выхлопная система
Пара выхлопных труб вне закона. Разрешена только одна, расположенная строго по центру машины так, чтобы не влияла на диффузор. Прижимная сила на задней оси неминуемо уменьшится.

Трансмиссия
Запрещено менять передаточные числа от этапа к этапу (вместо выбора из 30 пар шестерен). Передач в коробке должно быть восемь, а скорректировать комбинацию шестерен можно только один раз в ходе сезона. Наконец, коробка должна выдерживать шесть этапов (вместо пяти).

Заднее антикрыло
Запрещен элемент в нижней части, обычно именуемый несущей балкой. Раньше его использовали, чтобы направлять часть воздуха на верхний элемент, увеличивая прижимную силу.

gbl7148_v6_34front_final_140116

Силовая установка
Отныне предписаны моторы объемом 1,6 л, конфигурации V6, с турбонаддувом (вместо атмосферных 2,4-литровых V8). Максимальные обороты ограничены 15 тысячами в минуту (вместо 18 000 об/мин).
Расход топлива снизится на треть. Моторы сопряжены с системой рекуперации энергии ERS – она в десять раз мощнее предыдущей (KERS) и сможет работать 33 секунды на круге (вместо 6,7 с), добавляя примерно 160 сил (вместо 80 л.с.). ERS умеет запасать энергию торможений, а также «отходы производства» турбины. Суммарная мощность силовой установки ограничена 750 силами. Крутящий момент при этом стал чуть выше. Ожидается, что это ухудшит управляемость и повысит износ шин. В сезоне можно использовать не более пяти двигателей (вместо восьми). Поэтому их ресурс определен в 4000 км (вместо 2000 км).