У этого автомобиля много общего с боевым кораблем. Оба быстры и грозны, но иногда встают на якорь для модернизации. Каким стал после обновления «Ленд Крузер 200», рассказывает Максим Гомянин. Фото автора.

В казахском городе Актау, стоящем на берегу Каспийского моря, к «Ленд Крузеру» никакого пиетета. Зазевался на светофоре – и вот уже кто-то сзади изо всех сил давит на клаксон. Японские полноприводники разных поколений здесь часто встречаются на улицах.

Внешне машине лишь добавили лоска: больше хрома, биксенон, дневные ходовые огни. В палитре цветов появились белый перламутр, черный и серо-голубой металлики. Но суть осталась прежней: 200‑й – представительный рамный вседорожник.

На сиденья, отделанные перфорированной кожей, с функциями вентиляции и обогрева, жаловаться грех. В копилку комфорта добавили подогрев руля и электропривод пятой двери. Кнопка пуска оживляет 4,6‑литровый бензиновый мотор. По сравнению с прежним, 4,7‑литровым, агрегат чуть потерял момента (с 445 до 439 Н.м), но прибавил в мощности (с 288 до 309 л.с.). А за хорошую динамику благодарю 6‑ступенчатый автомат, перекочевавший с дизельной версии без изменения передаточных чисел. Однако расход – 20 л при спокойной езде… Много!

Для города я предпочел бы более информативные тормоза. Но часть вины переложу на шипованные шины, которые на сухих дорогах да при плюсовой температуре явно не в своей тарелке.

Смотрите шире на «дважды два – четыре»

Я не стал бы покупать «Ленд Крузер» только для города, где возможности полного привода и вседорожный потенциал не раскроются никогда. Эта машина все-таки заточена под бездорожье. На грунтовке, ведущей к пляжу, вместе с понижайкой призываю нового электронного помощника – Turn Assist. Система помогает выполнить крутой разворот, подтормаживая заднее колесо внутри поворота. С увеличением угла торможение усиливается, сокращая радиус. Но на твердом ракушечнике использовать электронику не стоит: приторможенное колесо создает сильное сопротивление, нагребая перед собой грунт.

По ругательствам, доносящимся из-за дюны, нахожу коллег: застряли! Хорошо, что бамперы теперь немного поджаты к кузову: легче выбраться. Спасает традиционный инструментарий: лопата и трос. А из новинок – система поддержания постоянной скорости на бездорожье CRAWL Control (теперь у нее пять скоростей) и селектор выбора режима движения MTS (их тоже пять). Выбираем «грязь и песок» и, активно работая лопатами, вызволяем «крейсер» из песчаной ловушки.

А вот по просторам плато Устюрт вседорожник плывет, будто суперлайнер. На скорости 120 км/ч пружинная подвеска с огромными ходами глотает любые неровности. Не успеваю оттормозить перед поперечной колеей – сейчас будет бах!.. А вроде и ничего, руль даже не шелохнулся. В городе «крейсеру», наверное, снится именно такая степь.

Одиночное плавание

«Ленд Крузер» не первый год пользуется стабильным спросом, и предпосылок для его падения не видно. Продажи обновленного вседорожника в комплектации «Люкс» (других у нас нет) начали в апреле. Дизельная версия стоит от $93 200, бензиновая – от $92 200. Конкуренты чуть доступнее. Скажем, цена на «Ниссан-Патруль» начинается с $82 000, а «Ауди-Q7» с трехлитровым бензиновым агрегатом в 272 л.с. продают за ?53 700. Но оба, выигрывая в цене, уступают «Крузеру» в арсенале проходимости.

Думаю, «Тойота» не станет снижать цену на вседорожный флагман. Зачем делать дешевле то, что превратилось в предмет культа? Неплохой конкурент «Тойоте» – «Мерседес-Бенц GL 450 Фирматик», но он стоит ?73 500! Обновленный «Лексус-LX» «Крузеру» тоже не соперник. Получается, японский «крейсер» – в одиночном плавании. Потому и бороздит океан рынка уверенно.

Нужда рождает легенду

После окончания Второй мировой войны Японии требовался простой и надежный вседорожник. Машину спроектировали с оглядкой на «Виллис» (позднее «Джип»), появившийся в Японии вместе с американскими войсками. Правительственный заказ на производство полноприводника – «Тойоты-BJ» – получили, когда испытатель Иширо Тайра поднялся на машине до шестой горной станции (2500 м) Фудзиямы.

Название «Ленд Крузер» придумал технический директор «Тойоты» Хенджи Умехара. Автомобиль готовили к выходу на мировой рынок, и требовалось запоминающееся имя. Название «Ленд Крузер» («наземный крейсер») родилось благодаря британскому «Ленд-Роверу», имя которого Умехара посчитал достаточно звучным. В 1955 году автомобиль серии 20 (на фото) быстро приобрел популярность у покупателей благодаря хорошей проходимости, простоте конструкции, прочности и сносному по тем временам комфорту.

За долгую жизнь «Ленд Крузер» побывал в пустынях Африки, джунглях Амазонки, на Северном и Южном полюсах. Машины серии 80 до сих пор работают в подразделениях ООН. А «сотка» в 2007 году выиграла ралли-марафон «Дакар». Представитель следующего поколения – «Ленд Крузер 200» в тестах на выносливость преодолел 1 300 000 км, включая высокогорья Коста-Рики.