Крупнейшая европейская выставка автокемперов, караванов и оборудования для них прошла в Дюссельдорфе уже в 47-й раз.

На одном из стендов Дюссельдорфского караван-салона я увидел такую наклейку: «Слишком стар, чтобы работать, слишком молод, чтобы умирать, но в самый раз, чтобы путешествовать». И действительно, большинство караванеров – достаточно пожилые люди, которые уже заработали себе право и свободное время на неспешные комфортные путешествия. Другая категория – молодые семьи с детьми, которым такой отдых позволяет чувствовать себя независимо и, что немаловажно, существенно экономить на транспорте и гостиницах. В конце летнего сезона любители караванинга со всей Европы берут недельный отпуск и съезжаются в Дюссельдорф, на окраине которого рядом с экспоцентром образуется гигантский кемпинг. Ведь на выставке можно не только посмотреть новые модели, прицениться к уже выпускаемым, но и купить недорого (скидки достигают 50%!) какое-нибудь оборудование, причем с полной гарантией от подделки.

Жаль, я прилетел в Дюссельдорф на самолете, так что чудный раскладной стол с креслами пришлось оставить до более подходящего случая. Зато присмотрел дополнительный замок «Фиамма» (Fiamma) на караван: поворотная металлическая пластина устанавливается рядом с входом и при необходимости блокирует дверь. Вещь нелишняя: прошлым летом в Риме какие-то мерзавцы своротили хлипкий штатный замок и обокрали наш караван. А вот спутниковая антенна «Керстан» (Kerstan), хоть и стоит баснословно дешево (лишь 122 евро!), мне пока не нужна – телевизор дома надоел, а в путешествии и так впечатлений с избытком.

Кондиционер на крышу? Обязательно куплю лет через двадцать, пока же днем – море или разные достопримечательности, а ночью и без кондиционера нежарко. Не пользуюсь мощными потребителями энергии, поэтому без практического интереса смотрел на автономные дизельные, бензиновые и газовые электрогенераторы, солнечные батареи и ветрогенераторы. К тому же подобное оборудование нужно в основном при длительных стоянках на необорудованных местах, а в кемпинге рядом всегда есть розетка. А вот любопытная вещица: небольшая, размером с ладонь, солнечная батарея «Сантрап» (Suntrap), которая даже в облачный день способна за 5–7 часов зарядить пару аккумуляторов формата АА. Комфортабельные многокомнатные палатки, солнечные тенты, маркизы (тент, сворачивающийся в прикрепленный на стенке футляр) очень хороши, но у моего каравана уже есть просторная палатка-пристройка. А вот штука похитрее – система автоматического торможения при колебаниях прицепа!

Помнится, летом я попал в такую неприятную ситуацию: беспечно разогнавшись на спуске почти до 120 км/ч, вдруг почувствовал, что караван начал мотаться из стороны в сторону с нарастающей амплитудой, все сильнее дергая машину. Резкое торможение может вызвать занос прицепа – пришлось, пересиливая естественное желание вдавить педаль тормоза в пол, осаживать автопоезд дозированными импульсами. Именно поэтому на стендах всех производителей шасси для караванов стоят образцы, оснащенные системой автоматического торможения: датчик улавливает начало раскачки и приводит в действие штатные тормоза прицепа. А как быть тем, кто купил караван давно? Доктор Вольфганг Лубс предлагает систему LEAS (Lubs-Elektronisches Anhаеnger-Stabilisierungs System), которую можно смонтировать самостоятельно. Взяв в руки коробку с датчиком, Лубс пару раз качнул ее из стороны в сторону – и тут же вжикнул закрепленный на раме сервопривод, натягивая тормозные тросики.

Видя мою заинтересованность, изобретатель показал ролик с записью испытаний. Впечатляет, скажу я вам! Караван буквально сдергивает машину-тягач с дороги, весь этот автопоезд складывается и кувырком летит в кювет. Бр-р-р! А с системой автоматического торможения никаких проблем! Впрочем, прицепы-дачи – лишь половина караванинга. Другая половина – автокемперы, и для них тут тоже было что присмотреть. Например, система автоматического выравнивания: останавливаешься ночевать на кривом косогоре, нажимаешь кнопку – и через 20 секунд выдвинувшиеся по углам гидроцилиндры приводят кузов в строго горизонтальное положение. А еще пневмоподвески, дополнительные стабилизаторы поперечной устойчивости и даже комплекты для чип-тюнинга! Небольшой электронный блок позволяет, скажем, увеличить мощность двигателя 2,8 JTD от «ФИАТ-Дукато» со 127 или 146 до 170 л.с.

Существенный недостаток громоздких автокемперов в том, что не везде на них проедешь, а разбив лагерь в кемпинге, владелец вынужден искать другой транспорт для путешествий по окрестностям. На этот случай многие возят во внутреннем отсеке-гараже или на трейлере велосипеды, скутеры, мотоциклы и даже автомобили, маленькие и не очень. А для особо непоседливых – автожир! Впрочем, автокемперы – удовольствие дорогое: если цены на караваны начинаются с 7–10 тыс. евро, то самая скромная машина-дом обойдется минимум тысяч в тридцать. Так что на этих самоходных красавцев я только облизывался. И мечтал – когда-нибудь, может быть.