Стали известны подробности использования перспективных «умных» материалов на примере флагманского спорткара компании Chevrolet — Corvette.

GM намерен широко внедрять сплавы с термоактивируемой памятью формы для замены более тяжелых механизированных узлов. По словам специалистов компании, это позволит существенно снизить массу автомобиля и улучшить показатели динамики и топливной экономичности.

Первой моделью, на которой GM решил опробовать эту технологию, стал Chevrolet Corvette — автомобиль, в котором с самого начала производства в 1953 году применялись инновационные материалы (напомним, корпус первого поколения «Корвета» был выполнен из фибергласа). В последнем поколении спорткара компания не только использовала легкие материалы в шасси, но и начала заменять механические приводы, которых в обычной современной машине может быть до пары сотен, на актуаторы из термоактивируемого сплава. Пока что в Chevrolet ограничились заменой механизированного узла открывания вентиляционного лючка багажника на тросик из специального сплава.

Лючок предназначен для стравливания воздуха из багажника, что позволяет легче закрывать огромный «парус» задней крышки. Благодаря этому устройству она теперь опускается легче, чем на прежней модели, в которой образующаяся «воздушная подушка» из захваченного при открытии багажника воздуха усложняла закрывание. Тросик из сплава с памятью формы активируется теплом от нагрева электрическим током. Сокращаясь, он тянет рычаг и открывает лючок всякий раз, когда открывается крышка багажника. Как только она закрывается, подача напряжения отключается, что позволяет тросику остыть и вернуться к своей первоначальной форме.

Тросик-актуатор, используемый на новом Corvette, весит примерно на 0,5 кг легче, чем обычные моторизованные системы. «Сплав с памятью формы, использованный на новом Corvette, появился в результате почти пяти лет исследований и опытно-конструкторских работ над «умными» материалами, на которые GM получила 247 патентов, — сказал Пол Александр, исследователь GM в области «умных» материалов и конструкций. — И это только начало. У нас есть еще много вариантов использования таких материалов, которые принесут еще больше усовершенствований в наши будущие автомобили».