Вопрос на засыпку: какие женщины тесно связывают Украину с Францией?
Одна из них – Анна, дочь Ярослава Мудрого и жена короля Генриха Первого – достаточно известна. А вот другую, которая на восемьсот лет моложе, знают у нас сравнительно немногие.

Ружинский район Житомирщины. Глубинка. Мало что напоминает здесь Европу. И вдруг – придорожный указатель: «Село Верхiвня. Музей Оноре де Бальзака». Каким же ветром занесло в эти края великого французского писателя?
Верховня и 20 тысяч гектаров земли окрест принадлежали графу Вацлаву Ганьскому. Его жена, красавица Эвелина, знала толк в литературе и особенно зачитывалась романами Бальзака.
В 1832 году она отважилась послать ему письмо. Любвеобильный Оноре был увлечен тогда герцогиней де Кастри, но изящный стиль незнакомки из далекой загадочной страны произвел на него сильное впечатление.
Переписка длилась 15 лет. За это время Бальзак отправил своей возлюбленной 444 (четыреста сорок четыре!) письма. Это при том, что почту доставляли не самолеты, а ямщики через всю Европу.
В 1842 году после смерти мужа Эвелина встретилась с Бальзаком в Санкт-Петербурге. Однако на брак с иностранцем требовалось согласие императора Николая Первого: напуганный восстанием декабристов, он создал между Россией и Европой своего рода «железный занавес» (в частности, тормозил внедрение телеграфа, а железнодорожную колею приказал сделать шире европейской). В ожидании высочайшего разрешения Эвелина и Оноре продолжают жить порознь. Но через пять лет терпение иссякает: Бальзак переезжает в Верховню. В графском дворце у него три комнаты: спальня, рабочий кабинет и гостиная. Он гуляет по огромному парку, обдумывая новые произведения. Ему льстит услужливость многочисленной челяди, – сам-то он был из мещан, хоть и сумел добавить к своей фамилии аристократическую приставку «де»…
Лишь весной 1850-го император соизволил дать разрешение. После венчания в бердичевском костеле святой Варвары Эвелина Ганьская стала мадам де Бальзак. Молодожены переехали в Париж, но счастье было недолгим: через пару месяцев Оноре умер от водянки. Эвелина много лет выплачивала его долги и заботилась о его престарелой матери. Она пережила Бальзака на 30 лет и похоронена рядом с ним на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.
А графский дворец в Верховне чудом сохранился: в нем сельхозтехникум, именуемый ныне «аграрным колледжем». Музей – на втором этаже, в трех комнатах, которые занимал писатель. Сюда приезжают из разных стран. Бывают даже японцы – кто-кто, а они умеют ценить красивые истории любви.

МАШИНА НЕ ДЛЯ НЫТИКОВ

Естественно, для поездки к классику французской литературы мы взяли французский автомобиль. Какой марки? Легко догадаться – «Ситроен»! Бальзак, ценитель всего изящного, наверняка одобрил бы наш выбор.
Ситроен С3 первого поколения (дебют в 2001 году, рестайлинг – в 2005-м) был красив и недаром разошелся по миру тиражом в 2 миллиона. Он смотрелся как большая игрушка: такой себе очень милый колобок на колесах, – и мужчины покупали его, как правило, в подарок женщинам. Новый С3 (мировая премьера во Франкфурте состоялась прошлой осенью) тоже невероятно мил и сразу вызывает улыбку. Но это уже не чисто дамский автомобиль. Он стал длиннее и шире (на 9 и 7 см), а пухлые формы сглажены ребрами на бортах, – если это и колобок, то явно мальчик. В компании «Ситроен Украина» считают, что покупать его будут те, кто молод душой, – независимо от пола и паспортного возраста. Представить за рулем С3 зануду или нытика просто невозможно!
Хорошее настроение не покидает и внутри машины. Здесь мне вспомнилась старая истина: дизайн – это искусство мелочей. Взять хотя бы антибликовый козырек над комбинацией приборов: он не тупо приклеен к торпедо всем своим основанием, а легко опирается на него в трех точках, усиливая ощущение простора в салоне. А две раскосые кнопки на передней панели (аварийная остановка и блокировка дверных замков) напомнили мне своей формой и расположением глаза сказочного персонажа – умного доброго волка из повести Киплинга «Маугли»…
О С3 так и тянет сказать избитую фразу: «Внутри он больше, чем снаружи». Особенно удобно переднему пассажиру: смело вытягивай ноги, а в руках хоть гармонь держи – бардачок без потери его емкости заглубили в торпедо. Сзади, конечно, не разгуляться, но для ног хватает места. Двоим просторно и в плечах. А вот третий седок в продолжительных поездках там лишний: ширина сиденья всего 120 см.
С3 не балует задних пассажиров комфортом: нет ни подлокотника, ни крючков для одежды, а карманы на спинках сидений первого ряда откровенно мелки. Но обо всем этом забываешь, если сдвинуть назад панель потолка: обзор для всех, кто в салоне, становится фантастическим благодаря заходящему на крышу лобовому стеклу «Зенит». И сразу понимаешь, почему российскую презентацию нового С3 компания «Ситроен» провела в Кабардино-Балкарии: с таким обзором по вертикали (около 130 градусов!) ездить в горах – «самое то».
Эту сдвижную панель пришлось максимально облегчить – солнцезащитные козырьки сделали тоньше обычного и не снабдили их зеркалами. А ведь для женщин зеркал много не бывает! Хорошо, что мужчины спокойно это переживут (по прогнозу среди владельцев С3 их будет примерно 40%).

МАЛ, ДА УДАЛ

Приборы в колодцах, спортивный руль и сиденья с тройной прострочкой светлыми нитками недвусмысленно заявляют о гоночных амбициях С3. И это не пустая бравада,– с новым 1,6-литровым мотором мощностью 120 л.с. автомобиль развивает скорость до 190 км/ч и разгоняется до «сотни» менее чем за 11 секунд. Забавно, когда на шоссе солидная иномарка давит на этого «малыша» В-класса светом фар, пытаясь вытолкнуть его к грузовикам в правый ряд. Стоит не сильно, но решительно нажать на газ – и стрелка тахометра, помедлив долю секунды, прыгает с отметки 2000 к 3500. Этого обычно достаточно, чтобы удивленный «давильщик» успокоился.
В Украине С3 доступен еще с двумя бензиновыми моторами – мощностью 75 и 95 л.с. (оба 1,4-литровые).
В паре с ними пока только механическая 5-ступенчатая КП. Их старший, 1,6-литровый собрат комплектуется 4-ступенчатым автоматом с возможностью ручного переключения передач. Мне трудно понять логику производителя: ведь женщины, которых за рулем С3 будет больше половины, обычно предпочитают автомат и не самые мощные двигатели. Впрочем, «Ситроен» обещает, что уже в начале 2011 года с 1,4-литровым мотором будет доступна роботизированная коробка передач SensoDrive.
По ровному асфальту С3 едет очень плавно и тихо. Но знакомые предупреждали, что ближе к Верховне дороги скверные – со следами старого асфальта или просто грейдерные. Так и оказалось. Но нас это даже обрадовало: хотелось проверить, как поведет себя здесь С3. Справился на «отлично»! В этом заслуга в меру мягкой подвески, 16-дюймовых колес и отличных сидений. Правда, подвеска звонко рапортовала о неровностях (вот, мол, как я для вас стараюсь!), но почти никакой тряски при этом мы не испытывали.
Четырехступенчатый автомат подстраивается под стиль водителя. Поначалу он настораживал длинной третьей передачей: при активном разгоне включает четвертую лишь после 80 км/ч, а в спортивном режиме – вообще на отметке 100-110. Борткомпьютер показывал неутешительные цифры среднего расхода «95-го» бензина: 8 и более литров на 100 км загородного шоссе. Но когда я решил не увлекаться динамикой, а ехать по возможности плавно со скоростью около 90 км/ч, картина резко изменилась. На дороге Киев–Одесса средний расход составил 5,7 л/100 км, а в смешанном цикле 6,6 литра – это с включенным климат-контролем!
Будь у Бальзака «Ситроен-С3», он бы, пожалуй, не смог ездить на нем экономично: был по натуре транжирой, к тому же азартным. Но мы-то можем – стоит только захотеть.

Благодарим за помощь в подготовке публикации компанию «Ситроен Украина» и музей Оноре де Бальзака в Верховне.