Давняя традиция создателей «ситроенов» – удивлять необычными решениями. Их ожидали и от С4 нового поколения.

В Одессе обожают выделиться из общей массы в интересную сторону, – это вам каждый там подтвердит. И разве мог Андре Ситроен, сын одесского ювелира Леви Цитрона, допустить, чтобы его автомобили затерялись в общем ряду? Дух оригинальности и новаторства, царивший в компании, приносил замечательные плоды. Чего стоит один лишь «Ситроен-Траксьон Аван» – первый в мире (1934 год) массовый переднеприводный автомобиль среднего класса! А легендарные модели 2CV и DS-19! А фирменная гидропневматическая подвеска, позволяющая изменять дорожный просвет!..
Как вулкан не может непрерывно извергаться, так и автомобильные конструкторы не могут постоянно фонтанировать смелыми идеями. Временами наступает затишье, вулкан отдыхает, а потом в модельном ряду «Ситроена» возникает новинка, привлекающая всеобщее внимание. Так было и с моделью С4, которая в 2004 году пришла на смену элегантной, но маловыразительной «Ксаре».
Салон С4 тогда преподнес, как минимум, три сюрприза. Сразу бросалась в глаза «летающая тарелка» цифрового спидометра, вынесенная в центр торпедо. Следующий сюрприз обнаруживался при первом повороте руля: его ступица с клавишей звукового сигнала, кнопками управления магнитолой, круиз-контролем и т.д. оставалась неподвижной. А при работе системы вентиляции со встроенным в нее ароматизатором салон наполнял приятный запах (можно было выбирать из девяти ароматов – от мяты с мускусом до лаванды). Всё это было необычно и нравилось многим (в том числе, не скрою, и мне).
Но в дальнейшем счастливый владелец С4 начинал испытывать некоторое неудобство. Во время езды ему то и дело приходилось переводить взгляд на удаленный спидометр, а тахометр находился в гордом одиночестве прямо перед глазами, будто это гоночный автомобиль. Другие источники информации: дисплей бортового компьютера, дисплей климат-контроля, пиктограммы ближнего-дальнего света – тоже «разбежались» в разные стороны, распыляя внимание водителя. И даже аромат в салоне вызывал у иного пассажира вместо кайфа аллергию – ведь на запах, так же как на вкус и на цвет, товарищей нет…

СМЕНА КОНЦЕПЦИИ

В салоне нового С4 нет этих дизайнерских изысков. Руль удобен, традиционно скомпонованные приборы отлично читаются – и это главное: задача удивить не стояла.
А все же ситроеновские конструкторы изменили бы себе, не заложи они тут хотя бы одну романтическую изюминку: цвет шкал приборов можно изменять от бело-лунного до фиолетового.
У водителя и переднего пассажира, как и прежде, много мест и местечек для нужных в дороге предметов. Дверные карманы на редкость вместительны: в каждый войдет двухлитровая пластиковая бутылка (правда, в лежачем положении). Бардачок с подсветкой о-очень глубок – до его задней стенки надо тянуться. А под крышкой подлокотника между передними сиденьями скрыт контейнер, куда можно положить компактный фотоаппарат, диктофон и еще кое-какие мелочи (раньше он был занят, как ни странно, CD-чейнджером на пять дисков).
Обивка салона осталась сдержанно элегантной, но качество пластика заметно улучшилось. Появились новые, обычно недоступные в С-классе опции: панорамная крыша, ультразвуковая система контроля за мертвыми зонами зеркал заднего вида, программируемый круиз-контроль (в его память можно записать до пяти ограничений скорости и быстро переключаться с одного на другое в зависимости от ситуации).
И – гулять, так гулять! – можно заказать передние кресла, массирующие поясницу.

ВСЕСТОРОННЕ СОВРЕМЕНЕН

Обычно знакомство с автомобилем начинают снаружи. Я сознательно поступил наоборот: ведь в хэтчбеке С4 первого поколения все яркие «фишки» находились внутри.
А купе с экстравагантной внешностью в новом поколении не будет, иначе бы оно конкурировало с «Ситроеном-DS4» (который, как и C4 New, был представлен на Парижском автосалоне-2010).
Облик хэтчбека радикально изменился: теперь он выдержан в стиле соседей по модельному ряду – С3 и С5. Передок, корма, силуэт – всё, откуда ни глянь, выглядит более современно. А вот самобытность ушла. Модель стала в общий строй: «Р-равнение напр-раво!..»
Новый С4 смотрится динамичнее предшественника или, как любят у нас подчеркивать, агрессивнее. И это, выражаясь по-одесски, не понты, – его «старший» бензиновый двигатель с турбонаддувом, несмотря на скромный объем 1,6 л, превосходит по всем статьям прежний двухлитровый атмосферник: мощность больше на 16 л.с., максимальная скорость автомобиля выше на 22 км/ч, а разгон до «сотни» быстрее на 3,8 с. При этом новый мотор требует куда меньше бензина (в смешанном цикле он экономит 2,1 л на каждых 100 км).
Наше знакомство с С4 New происходило на юге Швеции, близ города Мальмё, где скорость сплошь и рядом ограничена знаками с цифрой 70, а в населенных пунктах даже 30. По-настоящему прочувствовать динамику в таких условиях нелегко. Зато тормозам сразу можно поставить отличный балл… с минусом: очень эффективны, но к ним надо привыкнуть, чтобы замедление не было слишком резким. А хорошую курсовую устойчивость и обратную связь на руле мы оценили на длиннющем (около 8 км) мосту через Эресуннский пролив между Швецией и Данией: автомобиль почти не реагировал на мощные порывы бокового ветра.
Статистика ДТП заставляет даже больших оптимистов при выборе автомобиля всерьез задумываться о безопасности. С4 в этом отношении был и остается на высоте. Уже в первом поколении он имел пять звезд в крэш-тестах EuroNCAP, а во втором не только заработал их снова, но и установил своеобразный рекорд: уровень эффективности его систем безопасности оценили в 97%.

А ВСЕ-ТАКИ ЖАЛЬ…

Новый хэтчбек, как водится при смене поколений, вырос в размерах: на 5 см в длину, на 2 в ширину и на 3 в высоту. Все технические параметры говорят в его пользу, и это здорово. Но почему-то вспоминается пушкинский Сальери, который был рационален в музыке и «поверял алгеброй гармонию». В С4 New нет полета фантазии, которым отличался его предшественник.
«Главное – у С4 теперь фолькс-вагеновское качество!» – сказал мне представитель «Ситроена». Это, безусловно, важно. Но если бы еще сохранить неповторимый ситроеновский шарм… Будем надеяться: вулкан не погас, а отдыхает.