Возможно, сами авторы проекта «Рено-Логан» поначалу не ожидали, что платформа незатейливого седана окажется столь плодовитой на вариации. Вслед за универсалом, хэтчбеком, фургоном и пикапом к семейству добавился и кроссовер!

Для европейского рынка кроссоверов «Дастер» (в Западной Европе – под маркой «Дачия», а у нас – «Рено») стал бомбой – причем мгновенного действия. Уже к маю планы продаж, например, в Польше были перевыполнены на 180%, а во Франции – и вовсе на 360%! Французы встретили новинку с особенным энтузиазмом, за что поплатились рекордными для посткризисного периода очередями: заказав машину летом, клиент получит ее лишь к Новому году. Ну, а румынский завод в Питешти сейчас работает в три смены, чтобы выполнить сыплющиеся золотым дождем заказы. Вновь стали актуальны подзабытые «квоты поставок»: Украине до осени выделили всего четыре сотни машин…
Конечно, одна из причин взрывного спроса на «Дастер» – невиданная в классе цена: от ?12 000 за переднеприводный вариант (в Украине она побольше – от 131 900 грн). Но не меньшую роль сыграла добрая слава безотказных и дешевых в содержании «логанов» и «сандеро», из которых и вырос «Дастер». В его создании поучаствовали многие модели альянса «Рено – Ниссан». Больше всего досталось, конечно, от «логановского» семейства: от универсала MCV в версии 4х2 – модифицированная платформа B0 и задняя подвеска, от «Сандеро» – панели интерьера, сиденья и передние двери. Широко использует «Дастер» и достижения «Ниссана»: система привода и задняя подвеска заимствованы у «Кашкая», а муфта подключения задней оси – у «Мурано».
Моторы, конечно, уже не «логановские»: для кроссовера они были бы слабоваты. Бензиновый двигатель пока один – 1,6-литровый (102 л.с.), но через год обещают более мощный объемом 2 л (тогда же, кстати, появится и четырехступенчатый автомат). Полуторалитровый дизель – в двух вариациях: 85 л.с. для моноприводных машин и 90 л.с. – для 4х4. У переднеприводников коробка пятиступенчатая, а у «дастеров» со всеми ведущими – шестиступенчатая (у последней очень короткая первая передача призвана имитировать понижающую ступень, компенсируя отсутствие демультипликатора).По габаритам «Дастер» почти таков же, что и «Хёндай-Тусан» – самый продаваемый в Украине легкий кроссовер. Зато у новичка намного просторнее салон, уже в базе есть мощная стальная защита мотора, да и геометрическая проходимость лучше: короче свесы, больше просвет – 205 мм в версии 4х2 и 210 мм (4х4) против 195 мм у «Тусана». Ну, а цена и вовсе на 50 тыс. грн ниже!.. Теоретически «Дастер» во всеоружии для завоевания рынка. А как на практике?

«УМНЫЙ В ГОРЫ НЕ ПОЙДЕТ»…

По задумке организаторов мы должны были покорить на «дастерах» крымское плато Караби в 40 км восточнее Симферополя. В сухую жару грунтовые тропы на нем не представляли особой сложности. Но перед нашим визитом на Крым обрушились ливни – и грунт глубоко раскис. В этих условиях намеченный маршрут подошел бы серьезным вседорожникам, а не легкому кроссоверу (особенно в версии 4х2!), но отступать уже было некуда.
Инженеры «Рено» не скрывают: «Дастер» с передним приводом «заточен» под городские бордюры и легкое бездорожье, где востребован не полный привод, а просто высокий клиренс и «непробиваемая» ходовая. Подвеска у «Дастера» и впрямь феноменальная – унаследовав от «Логана» комфортную мягкость и безразличие к дефектам покрытия, она получила еще и внушительный диапазон ходов. На вдрызг разбитом асфальте дороги, ведущей от Севастопольского шоссе в горы, и умеренно ухабистой грунтовке мы спокойно держали скорость не ниже 60 км/ч.
С такой ходовой можно вообще не обращать внимания на рытвины: характерного лязга пробоев не дождетесь! А в салоне лишь плавно покачивает. То, что этот маршрут не для монопривода, стало ясно, когда на грунтовке начались кочки, покрытые скользкой мокрой травой, и островки вязкой глины. Тут уж приходилось дополнять привод своими силами. То есть – толкать автомобиль.
Не в своей тарелке был и бензиновый мотор, основательно придушенный экологией и экономичностью, а к тому же – необкатанный. На оборотах ниже трех тысяч он едва тянул, а на высоких колеса срывались в пробуксовку.

ПОЛНЫЙ – И ВПЕРЕД!

Зато полноприводники вовсю отыгрались за своих «городских» собратьев. Мы уже не раз отдавали должное «ниссановской» системе полного привода с обыкновенной электромагнитной муфтой. Ни один из «дастеров» 4х4 на трудном спуске с плато не забуксовал и не заглох, закопавшись в грязи. И это – без типичных для «проходимцев» механической раздатки и блокируемых межколесных дифференциалов! Коротенькая первая передача отлично справлялась с имитацией «понижайки». Она особенно эффективна на сложном профиле: на крутом подъеме позволяет легко тронуться с места внатяг, а на спуске крепко придерживает машину мотором, контролируя скорость и разгружая тормоза. Сполна хватало очень длинных ходов подвески (у полноприводника, напомним, задняя точь-в-точь как у «Кашкая»): чтобы вывесить колесо, нужен бугор высотой сантиметров в сорок.
Полный привод и более «правильная» для бездорожья коробка передач сгладили недостатки бензинового мотора. А уж дизель – вообще то, что надо для внедорожных приключений! Уже при 1750 об/мин он выдает все свои
240 Н∙м крутящего момента, непринужденно тянет машину по рытвинам на холостых оборотах и даже позволяет тронуться на подъеме без нажатия на педаль газа.

ЗНАКОМЫЕ ЧЕРТЫ

На шоссе «Дастер» по ощущениям – почти тот же «Логан MCV» – комфортабельная и мягкая, отзывчивая на руль, но весьма меланхоличная по характеру машина. Разве что сидишь заметно выше. Mоторы здесь мощнее, но и масса машины больше, поэтому обгоны надо рассчитывать с запасом, особенно на бензиновой версии.
У шестиступенчатой коробки, по сути, все отличие от пятиступенчатой – та самая короткая первая передача и соответственно укороченные остальные. При 2500 об/мин оба бензиновых силовых агрегата выдают 80 км/ч – маловато! В итоге у «пятиступки» при движении по скоростному шоссе для лучшей экономичности и тишины в салоне так и хочется «найти» шестую, а у шестиступенчатой было бы желательно «растянуть» передачи, начиная с четвертой. Ведь все равно передачи выше третьей на бездорожье не востребованы, а на особо резвую динамику «Дастер» не претендует.
Рулевое управление даже не намекает на бюджетность автомобиля. Вроде бы самый обыкновенный гидроусилитель, без модных ныне изменяемых усилий и электроники, – а к рулю, в меру острому, нет никаких претензий. Нет проблем и с курсовой устойчивостью, – на высоких скоростях машина надежно держит дорогу, не требуя подруливания (но, правда, из-за большой боковой площади и сравнительно скромной массы чутко реагирует на порывы ветра).

ВЫБОР БЕЗ ПЕРЕПЛАТЫ

«Дастер», как и «Логан», не стесняется своей бюджетности. Он прост, но добротен, а за такую цену, недорогое техобслуживание и приличную проходимость ему легко можно простить утилитарность интерьера и неазартный характер. В общем, получить удобный, экономичный и выносливый кроссовер, хорошо приспособленный к невзгодам наших дорог, можно теперь и не переплачивая в полтора-два раза за престижный бренд.

Тест организован при участии компании «Рено Украина».