Взвешивать воздух, засасываемый в цилиндры, уже давно научились: редкий автомобиль обходится нынче без ДМРВ – датчика массового расхода воздуха. А как быть с выхлопными газами? Точнее, с той их частью, которую, чтобы меньше вредить окружающей среде, возвращают в камеру сгорания? Такой датчик придумали специалисты фирмы «Кольбеншмидт Пирбург», и теперь в машинах появятся два ДМРВ. Впрочем, новинку назвали иначе: EGS (Exhaust Gas Sensor) – не спутаете.
Дело в том, что сегодня точность дозирования отработавших газов, подаваемых во впускной трубопровод, оставляет желать лучшего, поскольку возникают трудности с их количественной оценкой. А применение замкнутой цепи обратной связи по массе газов позволит еще немного приблизить процесс в цилиндре к идеалу.
Новинка состоит из двух чувствительных керамических элементов с пленочным покрытием. Первый измеряет температуру газов, второй с помощью внутреннего нагревателя доведен до более высокой температуры, так что эти газы его охлаждают. Насколько быстро – зависит как раз от температуры и скорости потока, а по этим данным компьютер способен вычислить и массу.
Чтобы бороться с оседающей на пластинках сажей (она изменяет теплоотдачу и вносит погрешность), обе периодически подогревают до 600°С, чтобы выжечь ее частицы. С другой стороны, нельзя допускать охлаждения сенсора при работе ниже 250°С. Еще одна опасность – конденсат в газах: если его капли холоднее керамических пластинок более чем на 300°С, они растрескиваются. Впрочем, эти трудности уже преодолены, и вот что достигнуто: погрешность – менее 4%, быстродействие – 60 мс, пределы измерений в трубе диаметром 44 мм – от 0 до 500 кг/ч.

{3}

{4}

{5}