О законотворчестве, радужных перспективах отечественного автопрома и гонках.

16 января Верховная рада приняла ряд законов, часть из которых серьезно затронула автомобилистов. Речь идет прежде всего о норме «больше пяти не собираться», увеличении штрафов за управление транспортным средством без водительского удостоверения и введении автоматической видео и фото-фиксации нарушений ПДД.

Мне всегда казалось, что принятие законов имеет своей целью направить  деятельность множества индивидуумов (каждый из которых имеет свои интересы) в единое четкое русло. В нашем же случае все получается наоборот. Представим себе забитый автомобилями проспект Победы в Киеве будним утром. Это колонна машин в количестве более пяти штук? Нет! Это четыре колонны из сотен автомобилей, водители которых движутся в одном направлении и с одной целью – вовремя попасть на работу. То есть при желании, за нарушение этого закона можно привлечь практически каждого.

В далеком «тоталитарном» детстве меня учили, что строгость наказания определяется тяжестью совершенного проступка. Читаем в законе: «движение в автоколоннах из более 5 автомобилей без согласования с МВД наказывается штрафом от 40 до 50 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишением права управлять транспортными средствами на 1-2 года с изъятием транспортного средства». На основании чего будет определяться, какое именно наказание следует применить в каждом конкретном случае? За вождение без прав вилка штрафов составляет 850 до 2550 грн — разница 1700 грн! Что такое оплатное или безоплатное изъятие транспортного средства, как будет определяться стоимость конфискованного автомобиля, кто и за какую сумму будет его впоследствии реализовывать? Очень много вопросов и практически нет ответов.

На прошлой неделе, уже другой орган власти, Кабинет Министров принял государственную программу развития легкового автомобилестроения на период до 2020 года, предусматривающую увеличение выпуска отечественных машин до 734,4 тысяч при росте экспорта до 220,3 тысяч. Для справки: в 2012 году отечественных автопром выпустил всего 69,7 тысяч легковых авто. В 2013 году, якобы для его поддержки, были введены две пошлины: на импорт машин иностранного производства и утилизационная, что существенно подняло розничные цены. В результате (по данным  Auto-Consulting) в 2013 году в Украине было продано на 7,4% меньше, чем годом ранее. Бюджет от этого  точно не выиграл. Помогло ли это украинскому автопроизводству? Не очень. Да, ЗАЗ нарастил продажи на 3,5%, до 18 тысяч проданных легковых автомобилей из общего числа в 201 566. Поступления в бюджет от утилизационного сбора в прошлом году составили около 435 млн. грн. Но ни один автомобиль на утилизацию в прошлом году не отправился. Что не помешало заложить в Бюджет-2014 960 млн. гривен на утилизацию снятых с эксплуатации автотранспортных средств.

И, наконец, о хорошем. Близится начало нового сезона Формулы 1, который обещает быть очень интересным из-за самых кардинальных за последние пару десятков лет изменений в Регламенте и перехода на шестицилиндровые моторы. Уже 28 января стартуют первые тесты в испанском Хересе. А в недавно прошедшем Ралли Монте-Карло наш соотечественник Юрий Протасов занял первое место в своем классе WRC2 и десятое место в абсолюте. С чем его и многочисленных поклонников автоспорта и поздравляем.