Сегодня Андре Гюставу Ситроену исполнилось 135 лет.

Его отец, Леви Цитрон (как первоначально звучала эта фамилия), вырос в Одессе. Семья Ситроен владела мастерскими по обработке алмазов, торговала жемчугом и драгоценными камнями по всему миру.

Когда Ситроену-младшему было всего шесть лет, Леви Бернар Ситроен покончил жизнь самоубийством, оставив семье процветающее дело, солидный капитал плюс мощные связи в финансовых и промышленных кругах.

Первые шаги

В 1898 году Андре поступил в Высшую политехническую школу, а после окончания начал работать в мастерских своих друзей, братьев Эстенов, изготовителей паровозных деталей. В 1905 году Ситроен стал компаньоном братьев, вложив в дело полученное наследство. Тут к нему и пришла судьбоносная идея, перевернувшая «мир на колесах». Произошло это во время его путешествия в Польшу.

Как появился логотип?

118-4457_2Это была эпоха, когда многие еврейские семьи мигрировали и оседали по всей Европе. Одна ветвь Цитронов находилась в столице польского текстиля Лодзи. Во время делового паломничества на задворках польского завода Андре углядел ржавые шестеренки с зубчиками диковинной формы. Эти зубчики напоминали перевернутые военные лычки. И Ситроен со своей сверхинтуицией не понял даже, а скорее почувствовал: такая шестеренка способна выдержать сверхнагрузки. Не долга думая, он покупает патент на выпуск шевронных зубчатых колес.

Вернувшись в Париж, молодой инженер берется за дело. Прямо в мастерских Эстенов он начинает техническую доработку шевронных колес, и с них начинается подлинная история Ситроена и его грандиозного детища. А логотип с двойным шевроном впоследствии стал фирменным знаком всемирного бренда «Ситроен».

Ноу-хау компании «Эстен-Ситроен» быстро оказалось востребованным. Дела шли так успешно, что крупная компания «Автомобили Морс» пригласила Андре Ситроена на должность директора. Ситроен согласился, но выдвинул условие: ему предоставляется полная свобода действий.

Тем временем в Детройте, Генри Форд запускает конвейер, ускорив сборку автомобилей в десятки раз. Молодой директор Ситроен оценив технический потенциал изобретения на собственные деньги налаживает в цехах компании конвейер, принесший огромные дивиденды.

Война

1914 году началась Первая мировая война. Весь свой ум и талант Ситроен отдает воюющей Франции. У страны катастрофически не хватает боеприпасов, и Ситроен предлагает Министерству обороны за три месяца наладить масштабное производство снарядов. Генералитету проект сперва показался невыполнимым, но в конце концов контракт с государством был заключен. В считанные месяцы, вдоль заболоченных берегов на парижской набережной Жавель, выросли заводские корпуса. Там выпускают до 55 тысяч снарядов и патронов в день — больше, чем на всех прочих заводах страны вместе взятых.

За заслуги перед Францией в дни войны правительство наградило Ситроена орденом Почетного Легиона.

Первый автомобиль

Еще в разгар боевых действий Андре Ситроен завершил чертежи автомобиля, который впоследствии получил его имя. И когда смолкли пушки, у него было все, чтобы организовать и развернуть собственное автомобильное производство: опыт, способные инженеры, сами цеха, где раньше выпускались снаряды, и огромные средства, заработанные на военных заказах.

Ситроен был не только гениальным конструктором, но и гениальным организатором. Никто иной, как Ситроен — изобретатель комплексного обеда для работников.

Кроме столовой и магазинов, прямо на заводской территории были организованы комнаты матери и ребенка, ясли, прачечная, поликлиника. Усовершенствовал Ситроен и выдачу зарплаты.

Первый автомобиль под названием «А», декорированный фирменным знаком компании Ситроена, появился в 1919 году. Он был простым — с максимальной скоростью 65 км в час. До конца года число выпускаемых машин «А» дошло до 2,5 тысяч. Хотя в то время прочие автозаводы Европы выпускали за год всего несколько сот машин.

Почему же автомобиль «А» стал столь популярным? Во-первых, он был практичным — у каждого автомобиля был комплект запасных колес. Во-вторых, доступным — машина была по карману «среднему классу»: врачам, инженерам, торговцам. В-третьих — фарами, невиданным доселе новшеством.

Реклама – двигатель прогресса

Денег на рекламу Ситроен никогда не жалел. В 1929 году он построил автомобильный салон-магазин, фасадом которого служила гигантская стеклянная витрина, на которую ушло 19 тонн стекла. В салон можно было глядеть прямо с улицы и видеть десятки машин, расставленных на шести ярусах.

Затем его посетила гениальная идея: путь к кошельку родителей Ситроен проложил через сердца детей. И наладил выпуск игрушечных копий своих моделей. Другой неотъемлемый компонент успеха: надо постоянно напоминать о своем продукте. И отныне двойные шевроны красуются по всей стране на указателях и дорожных знаках. Мало того: от Парижа до самой границы Франции, Ситроен организует «рекламные автопробеги». По пути следования автомобилей специалисты компании рассказывают через громкоговорители об особенностях той или иной модели.

Ну и далее везде: броские афиши, плакаты, лотереи во время стоянок. И благодаря такой «рекламе на колесах» от 3 % до 15 % посетителей разъезжаются по домам на собственном «ситроене».

interesnye-fakty-o-parizhe-foto-7Самым запоминающимся рекламным ходом стал проект «Эйфелева башня в огнях». Установив на башне 125 тысяч электрических лампочек, Ситроен подарил современникам светящееся изображение своего логотипа.
Занимался французский автомобильный король и более серьезными делами: финансировал научные экспедиции, автопробеги в малодоступных уголках планеты. Еще Ситроен проложил автостраду из Алжира во французскую Западную Африку через пески Сахары.

Увы, крылья Ситроену в конце концов подрезал мировой кризис. В 1934-м, на излете депрессии, Ситроену пришлось объявить себя банкротом. А в марте 1935 года, в 57 лет, предприниматель скоропостижно скончался.
Но дело его рук живет и поныне.

Источник: booknik.ru