В разработке роторно-поршневых двигателей сегодня лидирует фирма «Мазда». Методы диагностики ее серийного двигателя Renesis 13В изучал Геннадий Емелькин.

Современный роторно-поршне­вой двигатель достаточно надежен и экономичен, с системами впрыска топлива и нейтрализации отработавших газов он и в нормы токсичности укладывается. А так как двигатель именно поршневой, то и его диагностика мало отличается от традиционной. Двигатель Renesis 13В для спортивного автомобиля «Мазда-RX8» выпускают в двух вариантах – базовом (192 л.с.) и повышенной мощности (231 л.с.). Последний можно узнать по дополнительным топливным форсункам, а в VIN-коде машины восьмой символ – 2, 3 или 4. Цифра 3 обозначает европейскую версию, две другие – американские, под разные нормы токсичности. У машины с двигателем 192 л.с. восьмой символ – М или Р.

Большинство таких автомобилей у нас – из США, подержанные. И если машина месяца два стояла без движения, то не удивляйтесь, что при повороте ключа стартер молчит: вал якоря закис во втулках. С толкача не заведешь: коробка – автомат. Придется привести в порядок стартер. Работа несложная и недорогая. Что еще может затруднить пуск? С подсевшей батареей на холоде РПД может не пуститься! Причина в том, что рабочие поверхности обильно смазаны, при пониженных оборотах ротора холодные свечи «заливает». Норма – 186 об/мин и выше, тогда двигатель оживает сразу и масло не успевает навредить свечам.

Иногда выручает продувка: если при полностью открытом дросселе включить стартер на 6–8 секунд, блок управления отключит подачу топлива и масла, камеры очистятся. Не помогло – вывернем свечи и прочистим. Если глушите холодный двигатель, увеличьте обороты до 4000, выждите 10 секунд и, не снимая ногу с педали, выключите зажигание. Камеры сгорания очистятся от остатков топлива, и при следующем пуске смесь будет оптимальной. Для проверки катушек зажигания используем высоковольтный пробник-свечу (на худой конец обычную свечу). Штатные свечи (NGK либо DENSO) служат 10–15 тыс. км. Наиболее распространены NGK. Комплект из четырех штук с иридиевыми электродами стоит около 440 долларов. В каждую секцию устанавливают две свечи (см. фото).

Низкая компрессия тоже затруднит пуск! Для ее контроля есть особый электронный компрессометр, определяющий давление в камере сгорания, образуемой сторонами ротора и поверхностью секции. Если уплотнения закоксовались, виновник беды – моторное масло, не отвечающее спе­цифике РПД. В крайнем случае можно использовать минеральное масло – уплотнения не забьются отложениями. Неподходящая синтетика образует на деталях налет. Масло в двигателе меняют каждые 5 тыс. км. За его уровнем следит датчик, о минимуме сообщит красная контрольная лампа (не путать с давлением масла, для него свой указатель!). В 231-сильном двигателе есть дополнительный контроль: при нехватке масла блок управления не допустит раскрутки свыше 2600 об/мин. Разница между рисками на щупе – 1,7 л: столько может израсходовать исправный двигатель за 5 тыс. км пробега.

От плохого бензина страдают свечи. Автомобилям из США подходит А92, европейский вариант требует А98. У американских авто есть красный символ в виде кастрюли – он горит, если при движении на холодном двигателе с оборотами свыше 4000 нейтрализатор не справляется с несгоревшей смесью. Лампа погаснет, когда двигатель прогреется. Чтобы холодный двигатель меньше отравлял атмосферу, необходимо быстро прогреть нейтрализатор. Для этого в выхлопные газы с избытком паров топлива добавляют воздух – в течение минуты электронасос нагнетает его к выпускным окнам. Если насос не включится, блок управления зажжет сигнальную лампу в комбинации приборов. Кстати, чаще всего виновник этой беды – сгоревший предохранитель.

При соблюдении рекомендаций производителя РПД по надежности и ресурсу не уступает традиционным моторам. Используйте высокооктановый бензин и рекомендуемое масло, следите за его уровнем. Это по силам любому!

Свечи NGK : слева на фото – нижняя в двигателе RЕ8С маркирована буквой L (Low). Верхняя RЕ9В обозначена T (Top). Кроме того, на торце верхней свечи зеленая метка, на нижней – желтая (по цвету колец на проводах).

Этим компрессометром можно проверить максимальное давление в камере сгорания для каждой из трех сторон ротора и соответствующие обороты. При 200–250 об/мин должно быть около 800 кПа. Минимум – 600 кПа.

В каждую секцию масло впрыскивают две форсунки. Для улучшения смазки боковых уплотнений они расположены под углом. Подает масло насос, а необходимый расход, в зависимости от нагрузки двигателя, рассчитывает блок управления.

В верхней части секции – калиброванные отверстия для подачи масла к трущимся поверхностям. Закоксовывание смазочных отверстий недопустимо: «сухие» уплотнения горят. Для прочистки отверстий выворачиваем масляные форсунки и удаляем отложения.

Верхние уплотнения – «апексы» – работают в постоянном контакте с внутренней поверхностью секции. «Мазда» рекомендует оригинальные масла вязкостью 5W-30 либо 10W40 серии Dexelia.

По прайс-листу официального дилера комплект уплотнений на один ротор стоит 1200, а набор прокладок на двигатель – 1000 долларов. Если повреждена рабочая поверхность секции или ротора, их заменяют; цена – 1254 и 990 долларов соответственно. Номер двигателя выбит на второй секции, и при ее замене надо вносить изменения в ПТС. Двигатель без навесного оборудования обойдется в 5500 долларов, у неофициалов – дешевле.