«Стой, зараза!» – с этим возгласом Вадим Никишев пытался догнать уехавший без водителя автомобиль. Страховал его олимпийский чемпион Юрий Борзаковский, а Георгий Садков прятал улыбку за объективом фотокамеры.

Бывает такое, что машина начинает движение без человека за рулем? Еще как! Причин ее своеволия предостаточно. Застрял, например, в сугробе, оставил автомобиль на передаче и вылез, чтобы подтолкнуть; колеса зацепились, машина поехала… И тут главное – не зевать, успеть запрыгнуть на водительское место. Или вот другой случай, реально произошедший в ходе одного из наших тестов. Сидящий на пассажирском месте испытатель случайно перевел селектор автомата в положение заднего хода (оказывается, на некоторых моделях это можно сделать без нажатия на педаль тормоза!), тот и зафиксировался… Зеркала заднего вида стремительно заполняет бетонный забор, остановить машину нет никакой возможности: через развитый центральный тоннель до педали тормоза не дотянуться, а стояночный тормоз, по-американски сделанный в виде «ножника», еще дальше. Из машины выскакивать поздно – до стены считаные метры. Хорошо, проходивший мимо коллега вовремя заметил, успел запрыгнуть и остановить не в меру самостоятельный аппарат. Запустить машину может и играющий в салоне ребенок. Так велики ли шансы догнать «убегающий» автомобиль?
Теоретически прикинуть нужную скорость нетрудно. В числителе – обороты холостого хода, в знаменателе – передаточные отношения второй, скажем, передачи и главной пары. Помножаем на число π и на диаметр колеса – больше 10 км/ч на ровном участке автомобиль ну никак не разовьет, что спорткар, что малолитражка. Для эксперимента решили взять машину с автоматом, который может трогаться на второй передаче, и пустить ее под небольшой уклон на просторной площадке.
Сначала попробовали разогнать машину вручную, на «нейтрали». Не каждый день увидишь олимпийского чемпиона, невесть зачем толкающего «Форд-Фьюжн», за рулем которого никого нет! Случайные прохожие с изумлением косились на Борзаковского, который после третьего дубля заметил: «Хорошо, что для этого теста ты не взял какой-нибудь «Ниссан-Патруль». В целом задача не представляла для бегуна ни малейшей сложности: Юра терпеливо ждал, пока «Форд» наберет ход, потом отпускал его на пару десятков метров, с кажущейся ленцой догонял и нырял в салон, чтобы затянуть ручник. Задачу усложнили: перевели селектор в положение, соответствующее второй передаче, и дали «Форду» набрать ход.
– Можно бежать? – ждет команды фотографа Борзаковский.
– Пока нет, подожди!
– Сейчас?
– Отпусти еще немного! – После этих слов у меня, откровенно говоря, засосало под ложечкой: машина набрала километров 15 в час, а в непосредственной близости от бампера замаячил бордюр…
– Пошел!
Юра все с тем же олимпийским спокойствием входит в ритм и через считаные секунды прыгает внутрь машины. Зря я переживал – Борзаковский разбегается быстрее 30 км/ч, по­этому вокруг катящегося «Форда» разве что не описывал круги. Мог бы и в чехарду с ним поиграть. Но на то он и чемпион, а вот если догонялки светят среднестатистическому водителю, например мне?
– Лучше попробуй сначала на первой передаче, – советует бегун. – На второй машина катится все-таки довольно быстро!
Ха, я же только что видел, с какой легкостью он догонял автомобиль, дав ему хорошую фору! Я-то не собираюсь отпускать «Фьюжн» далеко: сымитирую ситуацию, когда водитель выталкивает машину, упершись в проем двери. Итак, коробку все-таки в положение 2, «Форд», удерживаемый стояночным тормозом, ощутимо приседает; отпускаю ручник… Оп!
– Стой, зараза! – бежать вровень с автомобилем не так уж и сложно, но страшновато – надо же еще немного ускориться и попасть на сиденье. Рывок, прыжок, плюхаюсь на место и истерично жму на тормоз. Фотограф ерничает, а Борзаковский, широко улыбаясь, отмечает, что бегаю я в общем-то неплохо. Шутки шутками, но со своей задачей я справился – догнать машину не помешали ни пристрастие к никотину, ни пивной животик. Главное – не выпендриваться, не толкать неуправляемую машину сзади и ни в коем случае ее не отпускать

Юрий Борзаковский:
«Представляешь, едет мне в лоб машина, а в ней никого нет!»
Был непосредственным свидетелем случая, когда автомобиль катился без водителя. У нас в городе есть участок, где дорога идет под уклон. Еду я на своей машине в горку – и вижу, что строго посередине проезжей части навстречу мне движется «Фольксваген-Пассат». Ну, думаю, отвлекся водитель – и принял правее. Подъехал ближе, смотрю – в салоне никого нет, а несчастный владелец на всех парах дует с горки за «сбежавшей» машиной! Судя
по темпу, на дорожке показал бы неплохой результат. У него даже были шансы настичь машину, которая разогналась километров до 20–25 в час. Но, увы, времени ему не хватило: у подножия горки «Пассат» врезался в «Газель».

{9}

{10}

{11}

{12}

{13}

{14}

{15}

{16}

{17}

{18}

{19}

{20}