Немудреное вроде бы изделие – пусковые провода. Всего-то и нужно: побольше меди, пластификатора в изоляцию и хорошо обжать. Ан нет – медь берегут, пластификатор экономят да и пресс не усердствует. В итоге, как убедился Алексей Воробьев‑Обухов, из восьми купленных изделий годными оказались лишь… два.

 

В лаборатории над проводами никто не издевался. Обещали 200 A? Получите ровно двести. И всего на десять секунд – исправный мотор за это время обязан пуститься. Конечно же, все образцы держали в морозильной камере в течение 16 часов при температурах минус 20, 30, 35 и 40 ºС в упакованном виде и потом пытались вернуть их в рабочее состояние. Выдержали искусственную зиму шесть проводов из восьми.

Самое печальное – экономия на меди. Заниженное сечение жилы привело к большим потерям напряжения. Слишком большим, чтобы остатков хватило стартеру. И это – в шести случаях! Поэтому сделать «выбор ЗР» было несложно. А размещены наши претенденты в алфавитном порядке. Дело в том, что их цена колеблется вокруг 70–100 гривен в небольших пределах, что не может служить реальным критерием при покупке. К тому же ценники сильно зависят от аппетита розничной точки.

 

Airline SA-200-02

01
Происхождение ООО «ЭРЛАЙН», Китай
Длина 2 м
Единственные провода, в которых провод присоединен к обеим «челюстям» «крокодилов». У нас они без проблем выдержали требуемые 10 с под номинальной нагрузкой, да и на меди здесь не экономили: провода съели лишь 1,8 В.

 

КОТО ВС-20025

05
Происхождение Китай
Длина 2,5 м
Ничего хорошего, разве что сумка есть (как и у остальных, впрочем). На проводе без всякой пользы теряется 4,3 В, а при –35 ºС изоляция окончательно задубела и треснула. Ну так ведь ничего и не гарантируют. Этим и ему подобными проводами можно пользоваться, если батарея еще берет заряд.

 

Autoprofi ALLIGATOR ВС-200

02
Происхождение Китай
Длина 2,5 м
Китайский «Аллигатор» сгорел на первой же секунде теста: был контакт – и нет контакта! Но в замороженном состоянии его безжизненное тело сохранило исходную мягкость. Значит просто не хватило сил на обжатие провода в зажиме.

 

«АВТОСТОП АВ-20025»

07
Происхождение Китай
Длина 2,5 м
В этом комплекте подвели «крокодилы»: они к 11-й секунде раскалились до невозможности удержать без перчаток. Возможен даже ожог! Падение напряжения на проводе составило 4,2 В – много, увы. Стартеру может не хватить оставшихся вольтов. Обещанный год изделие продержится разве что в багажнике.

 

Carpoint Booster Cables 01.776.19

03
Происхождение Китай
Длина 2,5 м
В этих проводах контакт в месте обжима пропал через пару секунд. Но даже с пол-оборота пустить двигатель вы все равно не смогли бы, поскольку на проводе потерялось 6,4 В. На сильном морозе провод немного задубел, но выдержал.

 

«СОРОКИН 12.302»

08
Происхождение не указано
Длина 2,5 м
Единственный комплект, не вызвавший нареканий: падение напряжения всего 1,1 В, при работе не разогревается, на лютом (–40 ºC) морозе провода сохраняют мягкость. Единственные – с мощными цельнометаллическими «крокодилами», у которых накладные медные губки. И чего изготовитель на гарантию поскупился

 

Euro Type R

04
Происхождение Тайвань
Длина 2 м
Какие там шесть месяцев гарантии, когда контакт в месте заделки провода в «крокодил» раскалился и пропал в течение одной секунды! Довершило полное поражение испытание морозом: уже при –30 ºС изоляция треснула.

 

«СТАРТ»

09
Происхождение ООО «Измерит», Россия
Длина 2 м
Хилый металлический «крокодил» и тонкий провод сразу не вызвали доверия. И правильно: на 10‑й секунде провода уже невозможно было удержать в руке, настолько они нагрелись. Еще бы, меди здесь так мало, что напряжение упало на 6,2 В. Что же останется стартеру?

 

Почему в инструкциях минусовый провод настоятельно рекомендуют присоединять не к клемме аккумулятора, а прямо к «массе» автомобиля-реципиента?

Основное соображение составителей – следует отвести возможную при замыкании цепи искру подальше от взрывоопасной батареи. К тому же, если правильно выбрать место, току станет ближе добираться до «массы» стартера. И еще: уменьшается первоначальный импульс тока при соединении с разряженной батареей.

Надо ли выжидать некоторое время перед попыткой пуска?

В этом есть смысл, если разряженный аккумулятор не замерз и вообще не слишком холодный (тогда он не принимает заряд). Если подождать несколько минут, то даже через провод с относительно большим сопротивлением (а таких, как мы выяснили, большинство) в батарею успеет перетечь от автомобиля-донора достаточный для попытки пуска заряд. И тогда основная нагрузка придется уже на батарею, а не на провод.

Провод отказал, но омметр показывает, что он исправен. Как это понимать?

Никогда не сталкивались с ситуацией: лампочки, фары горят, батарея заряжена, а стартер не крутит и всё гаснет? Это бывает, если плох контакт между выводом АКБ и ее зажимом. В нем появляется сопротивление, на котором и падают все вольты, но только при большом токе в сотни ампер (вспомните закон Ома). Так и здесь: проблема в месте обжима проводника. Можно попытаться разогнуть зажим, зачистить провод и заново обжать его, а лучше – пропаять. Но, конечно, это не сильно поможет, если сам проводник слишком тонкий.

Какие «крокодилы» лучше – пластмассовые или металлические?

У пластмассовых «крокодилов» ток идет лишь через одну медную губку-накладку, если только не применена технология двойного контакта, как в проводах Airline. В металлическом зажиме работают обе «челюсти», что улучшает контакт и уменьшает переходное сопротивление и потери напряжения.