Краткий словарь автомобильных названий и аббревиатур составляет Максим Сачков. Первые странички посвящены одному из самых важных агрегатов – двигателю. Точнее, оригинальным названиям бензиновых и дизельных моторов, а также наиболее популярным у автомобильных криптографов системам газораспределения.


ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Несмотря на то что принцип работы у всех двигателей с воспламенением от сжатия одинаков, а поставщиков топливной аппаратуры можно пересчитать по пальцам, некоторые производители придумывают собственные названия системам питания и семействам двигателей.
 TDI (Turbo Diesel Injection) – многие полагают, что эту аббревиатуру может носить любой турбодизель. Однако так называются лишь дизельные двигатели концерна «Фольксваген», который закрепил за собой исключительное право на использование этого словосочетания.
 HDi (High-pressure Direct injection) расшифровывается как «непосредственный впрыск под высоким давлением». За этим обозначением скрываются агрегаты концерна «Пежо-Ситроен» с топливной системой «коммон рейл».
 JTD (Jet Turbo Diesel) – оригинальное обозначение двигателей крупнейшего итальянского концерна, которые устанавливают на ФИАТы, «альфы-ромео», «лянчи». Английское jet – форсунка.
Многие производители зашифровывают в аббревиатурах одно и то же: common rail diesel injection – дизель с впрыском «коммон рейл». Разные лишь количество и последовательность букв. Например, «Мерседес-Бенц» называет свои агрегаты CDI, шильдик СRDi используют корейские родственники КИА и «Хёндай», а dCi отличает дизельные моторы концерна «Ниссан-Рено».
 CDTI (Common rail Diesel Turbo Injection) – «Опель» подчеркивает, что все его дизели оснащены турбонаддувом. Хотя атмосферные агрегаты в автомобильном мире уже давно стали историей.

БЕНЗИНОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ

Множество загадочных названий появилось с массовым распространением двигателей с непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания. Еще больше подхлестнула фантазию маркетологов установка на эти агрегаты наддува.
 «Мерседес-Бенц» представил первый серийный двигатель с непосредственным впрыском (на модели 300 SL) аж в 1954 году. Нынешние двигатели с системой питания CGI (stratified-Charged Gasoline Injection) и компрессором типа «Рутс» устанавливают не только на спортивные купе, но и на представительские седаны.
 GDI (Gasoline Direct Injection) – имя пионера новой эры двигателей с непосредственным впрыском. Первый такой серийный мотор появился в 1996 году на модели «Мицубиси-Галант». Сейчас технологию GDI заимствуют даже некоторые европейские марки, например «Вольво».
 Систему непосредственного впрыска D-4 «Тойота» представила на следующий год после появления мотора GDI. В серию на внутренний рынок двигатели D-4 пошли в 1997-м.
 Обозначение HPi (High-Pressure injection) засветилось на моторах концерна «Пежо-Ситроен» около 10 лет назад. Буквенный индекс ТНР (Turbo High Pressure) закреплен за двигателями с подачей топлива в камеру сгорания и турбонаддувом, разработанными совместно с фирмой БМВ.
 FSI (Fuel Stratified Injection) – послойный впрыск топлива. Один из вариантов подачи горючего непосредственно в камеру сгорания. Такой аббревиатурой пользуются мотористы концерна «Фолькс­ваген».
 TFSI (Turbo Fuel Stratified Injection) – вначале эти буквы носили все двигатели концерна «Фолькс­ваген», оснащенные непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом. Теперь право четырех букв оставили только за агрегатами с эмблемой из четырех колец, а остальные наддувные моторы с непосредственным впрыском, предназначенные для автомобилей марок «Фольксваген», «Шкода», СЕАТ, стали называть TSI. Причем систем, сжимающих воздух, может быть несколько: компрессор с механическим приводом, турбонагнетатель и даже их сочетание.
 JTS (Jet Thrust Stoichiometric) – по аналогии с дизелями название бензиновых двигателей ФИАТ с непосредственным впрыском начинается со слова jet.

СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВКИ ФАЗ И ВЫСОТЫ ПОДЪЕМА КЛАПАНОВ

Гидравлические или электрические приводы изменяют положение распредвалов, управляющих впускными и выпускными клапанами, и таким образом в зависимости от оборотов смещают фазы газораспределения, то есть, проще говоря, момент открытия клапанов. Это увеличивает крутящий момент на низких оборотах и мощность на высоких, при этом снижаются расход топлива и токсичность отработавших газов. Часто с системой, сдвигающей фазы газораспределения, соседствует еще одна, которая регулирует высоту подъема клапанов и тем самым дозирует поступ­ление воздуха (или смеси) в цилиндры. Иногда ей присваивают собственное название, но часто аббревиатура или название у этих устройств единое.
 VVT (Variable Valve Timing) – это простое и наиболее точное обозначение встречается у многих моделей концерна «Джи-Эм» (среди них «Шевроле» и «Кадиллак»). Приводами, смещающими
фазы газораспределения, оснащены впускные
и выпускные распредвалы.
 VVT-i (Variable Valve Timing with intelligence) – чтобы расставить точки над i, «Тойота» добавила в обозначение одну маленькую букву. Помимо распространенной схемы, где распредвалы вращает гидравлика, на некоторых люксовых модификациях «Лексуса» применяют усовершенствованную VVT-iE с электроприводом для впускных клапанов.
 VANOS – впервые это оригинальное название появилось у БМВ в 1992 году. Оно родилось от словосочетания variable Nockenwellensteuerung (дословно – переменное управление распределительными валами). Если смещают фазы и на впуске, и на выпуске, получается Double VANOS. Другая система, получившая название Valvetronic, с помощью шагового двигателя, дополнительного эксцентрикового вала, рычагов и коромысел задает нужную степень подъема впускным клапанам.
 MIVEC (Mitsubishi Innovative Valve timing Electronic Control) – фирменная система «Мицубиси», увидевшая свет еще в начале 1990-х. От простого устройства, поворачивающего распредвал впускных клапанов, она эволюционировала до сложной системы, изменяющей не только фазы, но и высоту подъема каждого клапана.
 Под аббревиатурой VTEC (Variable valve Timing and lift Electronic Control) скрывается известная система «Хонды», задающая нужный ход и момент открытия впускных и выпускных клапанов. Более совершенная конструкция – i-VTEC (приставка i означает intelligent – «интеллектуальный» в переводе с английского) умеет вдобавок плавно смещать фазы на впускном распредвале.
 В «Субару» под стать характеру выпускаемых автомобилей  систему регулировки фаз газораспределения назвали «активным контролем над клапанами»: AVCS (Active Valve Control System). А схему с двумя «поворачивающимися» валами логично окрестили Dual AVCS.
 VarioCam (Variable Сamshaft, то есть регулируемый распредвал) сдвигает фазы газораспределения на моторах «Порше». Приставка plus говорит о расширении возможностей – дополнительно изменяется высота подъема впускных клапанов. Естественно, впервые VarioCam plus примерил «центровой» из Штутгарта – «Порше-911».
 C-VTC (Continuous Valve Timing Control) управляет фазами на двигателях «Ниссан». Дорогие модели – вроде «Инфинити-G37» или «Ниссана GT-R» – имеют в списке еще и систему VVEL (Variable Valve Event and Lift), изменяющую ход клапанов.
 В паре с безымянной системой, вращающей распредвалы, на моторах «Ауди» работает AVS (Audi Valvelift System). Она ступенчато изменяет высоту подъема клапанов.