Мнением о газобаллонной аппаратуре делится опытный автомобилист, давний пользователь ГБО и специалист по его обслуживанию Игорь Стасенко.

Уже восемь лет я использую газобаллонную аппаратуру на собственных автомобилях и с энтузиазмом советую ее всем, кто много ездит и не только желает экономить на топливе, но и заботится о своей машине. Не слушайте байки тех, кто утверждает, будто газ вреден для мотора! Убежден: гораздо вреднее для двигателя бензин, особенно наш отечественный. Газ, во-первых, не «разбодяжен» всяческой химией, призванной сотворить А-95 из разведенного водичкой «80-го». Во-вторых, пропан-бутан и метан, в отличие даже от очень хорошего бензина, практически неагрессивны к деталям мотора и, в частности, не смывают со стенок цилиндров масляную пленку. По своему опыту
с уверенностью могу судить: с правильно отрегулированной аппаратурой двигатель на газе работает мягче и гораздо меньше изнашивается.
Единственные детали мотора, ресурс которых газ действительно может снизить, – это расходники: свечи и высоковольтные провода. Все дело в том, что газовая смесь воспламеняется медленнее, чем бензиновая, а температура сгорания у нее выше. (Кстати, именно поэтому необходимо избегать высоких оборотов, чтобы предотвратить прогорание клапанов. – Ред.) Не каждой свече это по нраву – бывает, в них и в проводах случаются пробои, которые можно распознать по хорошо известным хлопкам.
Сами же элементы современного ГБО надежны и безотказны. Редуктор даже при самой жесткой эксплуатации способен прослужить не менее 100 тыс. км, после чего вторую молодость и ресурс ему вернет ремкомплект – новые резиновые уплотнители и диафрагмы.

img_8036_01

Современную аппаратуру настраивают уже не шаманскими танцами с регулировочными винтами, а с помощью компьютерных программ. Но и чисто механическое ГБО II поколения в руках умелого мастера может быть настроено не хуже.

Неисправности и проблемы газовой аппаратуры встречаются нечасто. Мотор на газе вдруг начинает плохо тянуть и дергается в конвульсиях на холостых? Значит, забился газовый фильтр! Это копеечная деталь (ценой 20-30 грн), которую следует менять каждые 10 тыс. км. Во всех звеньях цепочки доставки газа от нефтеперерабатывающего завода до баллона вашего автомобиля используются насосы с графитовыми шестернями – они не искрят, как металлические, а значит, взрывобезопасны. Да только пыль от них попадает в газ – ее-то и призван удержать фильтр. Он со своей задачей справляется хорошо – но, понятное дело, не вечен. Сменить его несложно и самому, но лучше доверить это дело знающему толк в ГБО мастеру: он заодно подрегулирует систему для ее оптимальной работы. В большей степени в этом нуждается чисто механическая аппаратура II поколения, а современные комплексы с электронным блоком управления калибруются с помощью компьютерных программ. Регламентное обслуживание ГБО обходится в 100-150 грн.
Упомянутые симптомы неважной работы мотора бывают также из-за износа «резинок» редуктора – уплотнителей и диафрагм. Особенно интенсивно они теряют кондицию у любителей совсем уж экономить на бензине и пускать мотор сразу на пропане. Это неверно: заводить двигатель всегда следует только на бензине, а на газ переходить только после прогрева и мотора, и редуктора, в котором сжиженный пропан испаряется для образования горючей смеси. Холодные газ и редуктор – не дело: в редукторе «дубеют» и ускоренно стареют резиновые детали, а в мороз неиспарившийся газ может так залить свечи, что и на бензине не заведешься.
Умная аппаратура IV поколения всегда пускает двигатель на бензине и автоматически переключается на газ, но у нее есть кнопка аварийного пуска на газе, – на случай, когда в баке не осталось бензина (или, скажем, сломался бензонасос). Ею и любят воспользоваться иные экономы, не догадываясь, что делают это во вред и ГБО, и двигателю. Мотору все же периодически нужно «нюхать» бензин – хотя бы для поддержания в тонусе форсунок впрыска.
Принято считать, что расход газа процентов на 10 выше, чем бензина. Так вот: мой «Фольксваген-Пассат» с тщательно откалиброванной аппаратурой IV поколения в городском цикле экономичнее как раз на пропане! Разница с бензином – в пределах 1-2 л/100 км. Практически снивелированы и различия в динамике, более того – в некоторых режимах мой автомобиль охотнее разгоняется на газе, чем на бензине. Так что двукратная выгода в затратах на топливо может быть еще и без ущерба для водительских эмоций.
Кстати, о затратах. Хитрые заправщики умело «разводят» многих несведущих клиентов, умудряясь «задуть», скажем, в 40-литровый баллон все 50 литров. На самом деле после отсечки лишний пропан возвращается в заправочную колонку, но продолжает крутить ее счетчик. Поэтому никогда не заправляйте баллон до полного, а заливайте заведомо помещающееся в него количество газа! Это, пожалуй, заключительный из простых нюансов пользования удобной, выгодной и экологичной газовой аппаратурой.

_mg_1930

Игорь Стасенко, убежденный сторонник ГБО, уже более семи лет использует его на собственных автомобилях.