17 февраля этого года в Киеве прошло торжественное награждение победителей и призеров всевозможных автомобильных соревнований Украины сезона 2012-го. Примечательно, что он стал юбилейным в истории Автомобильной федерации Украины. Чего добилась эта общественная организация за 20 лет, рассказывает Виталий Степовой.

Автомобильная федерация Украины (ФАУ) официально основана 2 июля 1992 года, однако, первый «заметный» автомобильный сезон состоялся в следующем 1993 году. ФАУ является действующим членом Международной Автомобильной Федерации (ФИА), объединяющей более 221 подобных организаций из 132 стран по всему миру. Ячейками самой ФАУ выступают региональные представительства и партнерские клубы, охватывающие все без исключения территории нашего государства.
ФАУ (как и ФИА) – добровольная общественная организация, ставящая перед собой задачи «пропагандировать и помогать развитию автомобильной промышленности, транспорта, туризма и спорта». Учитывая реалии нашей жизни на протяжении последних двух десятилетий, к сожалению, приоритетным направлением пока остается все же автомобильный спорт.
За прошедшее время автоспорт превратился в достаточно большое и разветвленное «дерево» соревнований во множественных видах гонок. Наши спортсмены выступают в нескольких мировых сериях, в том числе и на самом высоком уровне.
В 1991-м с развалом СССР окончательно прекратила существование государственная программа автомобильных соревнований, реализованная в первую очередь через систему ДОСААФ. Теперь автоспорт стал существовать не «сверху» – через централизованные поставки техники и оплату работ соответствующих структур, а «снизу» – благодаря желаниям и действиям отдельных активистов и групп, заинтересованных в своем деле.
Одним из наиболее заметных направлений автогонок стало классическое ралли. В отличие от многих других категорий, здесь не требовалось наличие затратных спортивных объектов (автодромов, картодромов). Но при этом присутствовали мощные и яркие спортивные автомобили, а сами соревнования проходили на доступном для зрителей расстоянии. И хотя Чемпионат Украины по ралли и не стал первым в истории нашей независимой страны, но он неизменно является одним из самых стабильных в календаре и непрерывно проходит с 1994 года. Примечательно, что самой «старой» раллийной гонкой можно считать «Чумацкий шлях» в Херсоне, история которой началась тогда же в 1994-м, а в 2012-м, соответственно, этап принял свой 19-й старт. Одним из важнейших событий в истории украинского автоспорта стало ралли «Ялта» – полностью национальная автомобильная гонка, получившая статус этапа международной серии ФИА. К слову, Международная Автомобильная Федерация весьма заинтересована в продвижении автогонок на новые территории. И наша страна благодаря расположению и большим «свободным» пространствам имеет в данном аспекте определенное преимущество. Во многом благодаря успеху «Ялты» в Украине прошли этапы сразу двух международных серий – Intercontinental Rally Challenge (IRC) и Кубка Европы по ралли. Отметим также, что в 2012-м впервые проведен полностью открытый чемпионат страны по ралли, который уже собрал достаточно большое число гостей из-за рубежа.
Все большую популярность в последнее время обретают ралли-рейды и трофи-рейды – соревнования больших и быстрых или больших и «всепролазных» внедорожных болидов. Причем теперь они проводятся на высочайшем международном уровне, достаточно вспомнить одну из самых сложных в Восточной Европе гонок по бездорожью – «Ukraine Trophy» — 2012.
Продолжают развиваться региональные серии классического ралли. Хотя и не без проблем за последние двадцать лет, но в Украине существуют многочисленные шоссейно-кольцевые гонки, соревнования по кроссу на легковых автомобилях и болидах «багги». Кроме того, есть серии по горным гонкам, трековым гонкам, гонкам на ускорение (стрит-рейсинг), автомобильным дуэлям, автомобильному слалому и любительским раллийным и рейдовым соревнованиям. Всего в 2012 году в Украине состоялось 129 автомобильных соревнований, что на 38% больше, чем годом ранее.
Прошлый год вообще стал весьма успешным для ФАУ, которая начала развиваться не на словах, а на деле. Увеличилось количество местных отделений (сегодня федерация представлена в 23 областях Украины), на 29% (до 2613 человек) возросло количество лицензиатов ФАУ. География успеха не ограничена нашим отечеством: есть серьезные достижения и на международной арене. Так, в сезоне 2012 года украинская команда Ferrari Team Ukraine заняла 4-е место в престижной европейской серии Ferrari Challenge.
На наш взгляд, весьма полезно для развития автоспорта выбирать руководство ФАУ из числа действующих спортсменов. Это позволяет руководству федерации изнутри знать о сложностях и тонкостях автогоночного процесса. Кстати, нынешний первый вице-президент ФАУ Виктор Янукович-младший имеет в своем активе титул национального чемпиона 2011 в трофи-рейдах.
– Главное – создать максимально комфортные условия для развития спортсменов, – рассказал Виктор Янукович-младший.
– Украинским пилотам необходимо участие в соревнованиях максимально высокого уровня. Меценатам – нужна возможность для качественного промо, организаторам – самореализация. Требуется системная работа, и мы ее наладим.
Ну а мы в свою очередь поздравляем всех организаторов, спортсменов и зрителей с очередным юбилеем автомобильного спорта в нашей стране и желаем им больше новых ярких событий, гонок и замечательных побед.