Что это – cпортивное состязание, выставка тщеславия, грандиозная PR-акция?
Точное определение не подберешь. Но в Англии все знают: если ты без ума от автомобилей, то в один из летних уик-эндов дуй в Гудвуд, что в Западном Сассексе.

Информации о фестивале предостаточно и в Интернете, но куда интересней поговорить с теми, кто там уже был. Едва услышав про Гудвуд, просвещенные коллеги, как один, начинали выпучивать глаза, хватать ртом воздух и размахивать руками. И только потом выдавали что-то восторженно-непечатное… Нет, все-таки съездить стоит!
Зеленые поля, перелески, узкие дорожки. Вежливый персонал, пригласительный билет, каталог-путеводитель, жетон-пропуск на веревочке… Добро пожаловать в Гудвуд! И автомобили, автомобили, автомобили…. Как успеть осмотреть все, что здесь есть, за один-единственный день?!
Сначала – на трассу, посмотреть заезды спортивных автомобилей всех времен и народов. Затем обязательно глянуть на шедевры автомобильного стиля, зайти на выставку суперкаров, потом в парк, где стоят спортивные машины, – ведь на трассу выйдут многие, но не все. А еще – непременно сесть на шаттл и съездить на расположенную неподалеку раллийную трассу. Не помешает посетить павильоны автомобильных компаний. А еще воины Ее Величества танки показывают…
Увы, как ни бегал по гудвудскому поместью, везде, конечно, не успел: одного дня на таком грандиозном мероприятии явно мало. К вечеру чувствовал себя зависшим компьютером, которому срочно требуется перезагрузка. В голове смешались автомобили, люди, названия, годы выпуска, технические данные – и все это никак не хотело раскладываться хоть в какую-то систему…
Чтобы разобраться в фотографиях и впечатлениях, понадобилось время. Но одно понял сразу: время, проведенное на Фестивале скорости в Гудвуде, – это время, потраченное не зря.

ДЕЙСТВУЮЩИЙ «ВУЛКАН»

В Гудвуде не только ездило по земле все, что может быстро передвигаться. Здесь еще многое летало. Спортивные самолеты, пара раритетных истребителей «Мустанг», послевоенный реактивный вояка «Хантер». Пара современных боевых вертолетов станцевала в небе настоящий вальс, чем отвлекла часть зрителей от автомобилей.
А когда в небе появилось ЭТО, уже все зрители, как один, задрали головы вверх. Из-за леса на малой высоте, медленно и степенно выплыло нечто, похожее то ли на инопланетный корабль, то ли на древнего ящера. Дальний бомбардировщик «Вулкан» был создан в 1952 году. Англия еще пыталась сохранить статус военной сверхдержавы и создала целое семейство бомбардировщиков – носителей ядерного оружия. Три V – «Виктор», «Велиэнт» и «Вулкан» встали на боевое дежурство в середине 50-х годов прошлого века. Последний отличался необычной схемой и, естественно, непривычной, не самолетной внешностью. Самолет нес атомную бомбу или крылатую ракету «Блю Стил» с ядерной же боеголовкой. Куда нес – понятно! Холодная война была в разгаре. Позднее «Вулкан» утратил свое стратегическое значение, но на закате военной карьеры успел поучаствовать в англо-аргентинской войне. Ветеран, предназначенный для действий в Европе, несколько раз совершил рейд через всю Атлантику. Бомбил аргентинский аэродром, пытался подавить систему ПВО на Фолклендских островах…
Сегодня «Вулкан» уже не страшное оружие, а шедевр технической мысли прошлого времени. И предмет законной гордости британцев.

  Это не что иное, как внешний электростартер. Сейчас дюжий механик возьмет его могучими руками и…

  …запустит 8-цилиндровый 1,5-литровый мотор «Альфа Ромео-159». Гоночный автомобиль образца 1951 года выпустит облачко синего дыма и отправится на трассу. Как будто 60 лет для него не возраст.


  Кто этот седовласый джентльмен в гоночном комбинезоне, вокруг которого вьются фотографы и чья внешность так приглянулась нашему художнику? Не помню я такого гонщика… Конечно, ведь широко известны лишь великие чемпионы. Остальных помнят лишь специалисты и люди увлеченные, а здесь, в Гудвуде, таких немало. На фото – Артуро Мерцарио, гонщик Фор­мулы-1 с 1972 по 1979 год. Особых лавров, правда, не снискал, хотя выступал за «Вильямс» и даже за «Феррари».

  На трассе представитель молодого поколения гоночных автомобилей – «Мак-Ларен F1 GTR» образца 1996 года с V-образным 12-цилиндровым мотором БМВ.

  Спортсмены-ветераны не торопясь, в парадном строю, выдвигаются к старту скоростных заездов. Впереди – «Ягуар-XK 120» 1950 года. За ним еще один представитель английской марки – модель D-Тype 1954 года. Замыкает колонну «Альфа Ромео-6С 3000 СМ» 1952 года.

  Настоящий гоночный монстр – «Мерседес-Бенц SSK» 1929 года. Под капотом чудища мотор объемом 7,1 л и мощностью 235 л.с. Как на таком ездили с тогдашними шинами, барабанными тормозами, рулем без усилителя?

  Хитрый изгиб инженерной мысли в Формуле-1– «Тиррелл-Косворт Р34» 1976 года. Впереди две пары маленьких управляемых колес. Обтекатели сняты для наглядности.

  На выставке суперкаров не то что снимать – подойти к автомобилям трудно. Народ очень интересуется… Но пройти мимо аттракциона с монеткой, поставленной ребром на работающий двигатель «Бентли», я не смог. Правда, деньги здесь особенные, некруглые…

  Дизайнерский изыск из далекого 1958 года. Пляжный автомобильчик «Мультипла Маринелла» на базе популярного фиатовского минивэнчика.

  Автомобиль безопасности на трассе – согласно статусу мероприятия и национальной традиции. «Роллс-Ройс», однако…