После десятого этапа, Гран-при Венгрии, в одном из глобальных сетевых опросов наиболее вероятным чемпионом болельщики назвали Себастьяна Феттеля, а Дженсона Баттона и Марка Уэббера почему-то не увидели даже в тройке лидеров… Расклад сил перед решающей фазой чемпионата мира оценивает Максим Вольнов.

К ПОРТРЕТУ ЛЬЮИСА

Этап в Венгрии обычно скучноват. Но нынче именно он вышел самым непредсказуемым в сезоне, а неожиданным результатам предшествовала тяжелая авария Фелипе Массы в квалификации.

Внезапное преображение «Мак-Ларена», набравшего в пяти предыдущих гонках лишь одно очко, вполне закономерно. Признаки выздоровления стали видны уже на немецком этапе, когда Льюис Хамильтон на старте попытался совершить авантюрный прорыв в лидеры. Не вышло. Возможно, из-за того, что было слишком холодно – асфальт держал машину хуже обычного. Зато на «Хунгароринге» действующий чемпион стал одним из немногих, кто совершал обгоны на трассе, на которой обгонять почти негде. Что подтверждает: «Мак-Ларен» был объективно быстрее всех.

После финиша Льюис излил лавину благодарностей и восхвалений в адрес команды и ее инженеров… А вспомним его пессимизм в мае: «Машина крайне плоха, ничего не получается, технический персонал бессилен, у меня просто опускаются руки». Словам и настроению соответствовали действия – Хамильтон не особенно напрягался в квалификациях, подчас уступал второму номеру Хейкки Ковалайнену и явно не выкладывался в гонках. Словом, вел себя совершенно не так, как Фернандо Алонсо. Испанец тоже позволяет себе делать нелестные замечания в адрес «Рено», однако же работу свою выполняет на все сто.

Кто-то увидит в характере Хамильтона слабинку: избалован, капризен, налицо симптомы звездной болезни. Но, может, британец просто намного более прямолинеен, чем вся когорта предельно «политкорректных» пилотов формулы 1? Мыслимо ли услышать резкое порицание действий своей команды, скажем, от пилотов БМВ? А Льюис позволяет себе не только слова. Ради достижения цели он идет и на нечистоплотность. В Гран-при Малайзии этого года Льюис спровоцировал Ярно Трулли на обгон в режиме желтых флагов, и судьи оштрафовали итальянца. Хитрость после гонки раскрыли, под угрозой дисквалификации команды всю вину взял на себя спортивный директор Дэйв Райан – и ушел в отставку.

Над секретом резкого прогресса «Мак-Ларена» долго ломать голову не приходится. Мотор у команды точно такой же (а может, и более тщательно собранный), как у лидера чемпионата команды «Браун GP». Значит, поработали и над другими компонентами болидов, в первую очередь улучшили аэро­динамику. Вряд ли инженеры «Мак-Ларена» шли к созданию нового аэродинамического пакета сложным путем проб и ошибок – на это нет времени. Быстрый путь – визуально изучить удачные машины «Брауна» и «Ред Булла», сделать верные выводы и внести коррективы в конструкцию своей.

САМ СЕБЕ СОПЕРНИК?

Вопреки логике затяжных турниров, круг претендентов на титул по ходу сезона не сужается, а растет! Во многом благодаря спаду «Брауна», о котором достаточно внятно говорит лидер чемпионата Дженсон Баттон: «Мы построили отличную машину, у которой лишь один недостаток – она бережно относится к шинам только в определенном диапазоне температур. Прохладная погода лишает нас преимущества, потому что покрышки изнашиваются очень быстро – намного быстрее, чем у соперников. Команда планомерно совершенствует автомобиль, вносит различные изменения, но, тем не менее, в Будапеште я чувствовал машину хуже, чем в Монако или в Турции. И дело не в том, что мы не соответствуем соперникам в темпе развития машины, – мы проигрываем сами себе. И жалуемся на погоду».
Шансы «Ред Булла» на титул в середине лета расценивали выше, чем шансы «Брауна», хотя именно эта команда продолжала лидировать. А внутри «Ред Булла» акцент внимания сместился от Себастьяна Феттеля к Марку Уэбберу. Австралиец ударно провел летнюю кампанию (победил и еще трижды поднимался на подиумы в четырех гонках) – и опередил немца по очкам.

Многое теперь зависит от командной политики: рискнут ли руководители «Ред Булла» применить дискриминацию пилотов, «рассчитав» на первого и второго? Если да, на кого сделают ставку? Если нет, тогда Баттону будет проще удержаться на вершине, так как Феттель и Уэббер станут отбирать очки друг у друга. Одно из двух решений шефу команды Кристиану Хорнеру придется принять, и не факт, что «Ред Булл» избежит внутренних конфликтов.

На руку Дженсону Баттону и выход из кризиса признанных грандов – «Феррари» и «Мак-Ларена». Их пилоты после венгерской гонки проигрывают Баттону по полсотни очков, отыграть столько за семь оставшихся этапов почти невероятно. А вот мешать дуэту «Ред Булла» они точно будут! Крайне интересно, как покажет себя Михаэль Шумахер, занявший в «Феррари» место Массы – бразилец получил серьезную травму головы и, по мнению медиков, выбыл из спортивного строя не менее чем на полгода. Вряд ли семикратный чемпион сейчас в оптимальной форме, но на подвиги в масштабах этапа наверняка способен! Так что концовка чемпионата по напряжению вполне может превзойти прошлогодний триллер.