Первый этап Формулы-1 – это лишь самое начало большой игры. Но некоторые тенденции уже можно понять. Фото «Лотос Рено GP», «Ред Булл», «Даймлер».


БОЛЕЕМ ЗА ПЕТРОВА

Вот он, стоит на австралийском подиуме, мокрый от шампанского! Слева от него чемпионы мира Себастьян Феттель и Льюис Хэмильтон. Признайтесь – вы верили, что это произойдет? Да еще так быстро, всего на второй год выступлений россиянина в Формуле‑1!
Все понимали: Виталий Петров – одаренный пилот. Трудно припомнить другого современного гонщика, умуд­рившегося дойти до Формулы‑1 без какой-либо школы картинга. А Петров это сделал! Но оставались сомнения в его будущем в мире Формулы‑1, где по меньшей мере половина команд укомплектована самыми быстрыми в мире пилотами, вдобавок хорошо обученными, со стабильными результатами. Да просто по числу стартов за карьеру и суммарному гоночному километражу Петрова превосходят почти все.
Сомнения начали испаряться по ходу последней гонки прошлого сезона. Уроженец Выборга провел ее блестяще, скорость ограничивали лишь возможности болида. Ныне машина новая – и, как показал Гран-при Австралии, очень удачная! Петров опередил на финише нескольких даже более быстрых соперников – «Ред Булл» Марка Уэббера, например. А ведь австралиец выступал на домашней трассе, имея за плечами девять сезонов в Формуле‑1. Но Петров выиграл даже в тактике: стараясь ехать аккуратно, обошелся всего двумя пит-стопами. Те, кто не особо экономил резину (этот прием в Мельбурне не сработал), совершили по три остановки.
Логично, что оценки Петрову за эту гонку выставили высокие. Жерар Лопес, совладелец команды «Лотос Рено GP»: «Виталий мастерски провел гонку: ни одной ошибки за весь уик-энд! Именно такую задачу в этом сезоне перед ним поставили. Замечу, его подиум – это вовсе не случайность, как иногда бывает в гонках».
Особенно убедителен был Петров на фоне опытного партнера Ника Хайдфельда. Правда, сравнивать их только по Гран-при Австралии некорректно. В гонке немец и не мог отличиться, ибо еще на первых кругах в столкновении повредил болид. А квалификацию Ник провалил из-за трафика и отказа KERS, хотя жаловался он и на общий баланс машины.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЫТИЙ

Сравнивая нынешнюю гонку в Мельбурне с первым этапом прошлого сезона, все дружно отмечают, что в Бахрейне было намного скучнее. Хотя австралийская трасса тоже не относится к числу зрелищных: мест для обгона крайне мало. Из этого можно сделать вывод, что сработали три концептуальные новинки сезона: шины «Пирелли», KERS и регулируемое заднее антикрыло.
Бесспорно, кому-то они помогли, но точно не тройке призеров. Те просто ехали в своем темпе, обгоняя лишь круговых. Дженсон Баттон тоже ничего не извлек из применения новинок – его затяжные атаки на Фелипе Массу так и не дали результата. Хотя «Мак-Ларен» был ощутимо быстрее «Феррари». Оказалось, выделение специального участка, где догоняющий может менять угол наклона антикрыла, а догоняемый – нет, вовсе не гарантирует успех преследователю.
Применение KERS, напротив, уже приносит пользу. Именно с помощью системы рекуперации энергии торможения Масса (да и другие пилоты) успешно оборонялся от атак, в нужных местах чуть увеличивая мощность и скорость.
Технический комиссар Формулы‑1 Чарли Уайтинг признал, что эффективность антикрыла в Мельбурне была весьма условна. Возможно, после Гран-при Китая правила его применения изменят.
К чему ФИА нагородила столько сложностей? Не проще ли было вместо KERS и мудреных антикрыльев просто разрешить кнопку «бустера» – для кратковременного повышения оборотов мотора, как на некоторых младших формулах? Ведь чем сложнее правила, тем труднее простому зрителю понять, что происходит.
Зато «Пирелли» выполнила «техзадание» устроителей серии на «отлично». Как и обещали итальянские шинники, никому не удалось проехать гонку с одним пит-стопом! То ли еще будет на трассах, где покрытие абразивное донельзя, а температура выше. Куда идем? Теоретически можно изготовить шины и под пять-шесть пит-стопов. Путаница возникнет невообразимая, начиная круга с седьмого. Но, согласитесь, это уже не спорт, а нечто иное. Формулу‑1 и без того давно критикуют за превращение в телешоу с искусственным нагнетанием интриги.

САМООЦЕНКА

В полной мере первой гонкой сезона довольны лишь три команды – понятно какие. Очень радовались и в «Заубере» – двойному попаданию «в очки». Но лишь до того момента, когда комиссары дисквалифицировали обе машины за неправильные размеры пресловутого антикрыла. Проверка показала расхождение в 2 мм с эталоном. Таким образом, вместо «Заубера» два места в первой десятке получила «Форс Индия».
Легкая печаль витает в лагере «Вильямса»: его болиды быстры (хотя и не настолько, чтобы бороться с лидерами), но ненадежны (официальная причина – поломки трансмиссии). Грусть и озабоченность царит в стане «Феррари»: там разочарованы и кондицией новой машины, и самим ходом гонки.

А «Мерседес GP» просто раздавлен и вдобавок размазан по стенке язвительной критикой немецкой прессы. Оба пилота сошли с дистанции, при том что ехали еле-еле. В отличие от «Мак-Ларена», который по сравнению с февральскими тестами добился прогресса, «Мерседес GP» явно стал хуже!
Босс «Феррари» Стефано Доменикалли и шеф «Мерседеса» Росс Браун ограничились стандартными заявлениями: мол, Мельбурн – особенная трасса, по ней нельзя судить о чемпионате в целом; всё проанализируем, форсируем и еще покажем силу на следующих Гран-при. Это означает примерно следующее: «Мы посмотрели, как и что работает в режиме реальной гонки, и постараемся побыстрее внедрить наиболее эффективные решения соперников».