По-английски это звучит короче: словечко «инфотейнмент» (information + entertainment) стало уже вполне
официальным термином. Устройства, которые информируют и развлекают нас, набирают все больший вес,
занимают главенствующее место в быту. И в автомобиле тоже. Мы начинаем большой репортаж с главного
автосалона года рейтингом новинок инфотейнмента.

10-место

«CИТРОЕН-ТЮБИК»: ГУМАНОИДАМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

Очаровательный «бульдожек» (главное фото статьи) не просто продолжает дело славного фургончика «Тип Н», известного любому почитателю французского кинематографа. «Тюбик» куда больше, чем реплика, – это автомобиль для людей, которые выросли в эпоху Всемирной Паутины. На мое замечание: «Тюбик», мол, на первый взгляд представляется интернет-кафе на колесах – директор по маркетингу «Ситроен» месье Дюшеман ответил прямо: «Так оно и есть». А потому пропустим гибридный привод и подвеску «Гидрактив» и сразу перейдем к развлечениям.
Широчайший мультмедийный экран опустится с потолка, приглашая к просмот­ру чего угодно – хоть кино, хоть роликов с YouTube. Кресла готовы превратиться в шезлонги и столики. Кстати, любопытная находка: в походном положении их подголовники выдвигаются… из потолка. Если удел пассажиров – развлечения, то первая часть понятия «инфотейнмент» отдана водителю. В его распоряжении экран на руле, на центральной консоли да еще проектор, передающий картинку на особый язык перед ветровым стеклом. Навигация, наружные камеры, тот же Интернет, внешние носители информации – дисплеев должно хватить, не так ли?
«Ситроен» всегда удивлял концептами. И этот «Тюбик», такой неземной и в то же время во многом реальный, украсил Франкфурт. Если бы мы еще весной не задумали инфотейнмент как тему номера, ее стоило изобрести тут же, просто ради «Тюбика».

9-место

«ТОЙОТА-ЯРИС»: ТРОГАТЕЛЬНАЯ ДОСТУПНОСТЬ

Сенсорный экран, начавший свое победное шествие несколько лет назад, теперь доступен и в европейском B‑классе.
Здесь лидер очередная «Тойота-Ярис». В новой системе помимо шести европейских языков предусмотрен и русский.
Стимулом к началу разработки «Тойота тач» в 2008 году послужил оглушительный успех «Айфона», а следом и других
подобных телефонов. Стало понятно, что сенсорные экраны нравятся людям и в обычных, не слишком дорогих электронных аксессуарах, поэтому «Тойота» решила двинуть эту технологию в автомобильные массы.
Устройство, несмотря на невысокую стоимость, обладает внушительным набором функций. Помимо прослушивания музыки во всех возможных форматах оно предоставляет навигацию (с подгрузкой через смартфон маршрутов из Google) и картинку с камеры заднего вида. Еще можно просматривать фотографии, а недавно запущенный «Тойотой» сервис приложений для автомобильной электроники дает и прямой доступ в «Фейсбук». Словом, ничем не хуже более дорогих аналогов.

8-место

БМВ‑i3: ЗАДАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ

С появлением нового семейства i, состо­ящего из электромобилей и гибридов, пополнится не только модельный ряд БМВ, но и список функций системы инфотейнмента. В первую очередь это коснется навигации. Баварский концерн предлагает оптимизировать передвижение не только в автомобиле, но и вне его. Подъезжаете вы к пешеходной зоне, перекидываете информацию на смартфон и продолжаете следовать выбранным маршрутом. А воспользовавшись на обратном пути функцией CarFinder, точно выйдете к оставленному автомобилю.
Программа DriveNow позволит арендовать машину, припаркованную в одном из сотен мест города. Найдите ближайшее свободное авто через смартфон – и забронируйте. Ключи не нужны: автомобиль распознает чип на водительском удостоверении и отопрет двери. А новые интернет-сервисы MyCityWay и ParkatmyHouse позволят не только быстро найти сервисную станцию в 50 мегаполисах по всему миру, но и распорядиться личным парковочным местом. Например, сдать его в аренду, пока вы на работе.


7-место

«БРАБУС»: САМЫЙ БОЛЬШОЙ, САМЫЙ ОБЪЕМНЫЙ

Он просто не мог не попасть в рейтинг, этот минивэн на базе «Виано» с нескромным 40‑дюймовым 3D-экраном. Хотя бы из-за чемпионских размеров мультимедиа. Но при этом в недрах 426‑сильного авто (с максималкой 250 км/ч это еще и самый быстрый вэн в мире) еще немало интересного. Он совершенно обоснованно называется iBusiness: делового начала в нем все-таки больше, чем развлекательного.
Экран служит и монитором центрального компьютера, который по Wi-Fi поддерживает связь с другими планшетниками и ноутбуками на борту. Есть два штатных «Айпада» и штатные же гнезда с подзарядкой. Разумеется, с их помощью можно управлять всеми устройствами, подключенными к мерседесовской системе COMAND, – от «музыки» до навигации. Любопытно, что даже шторки на заднем стекле проще закрыть, проведя пальцем по экрану планшетника. Прослушав презентацию, отправив мейлы, обсудив за чашкой кофе (в салоне есть кофеварка – а вы как думали?) текущие проблемы, коллеги-бизнесмены имеют право вспомнить молодость, сразившись на плей-стейшн.


6-место

«РЕНО-ФРЕНДЗИ»: ДРУГ-КАБЛУК

По будням он возит грузы, а в выходные становится другом семьи, готовым предоставить комнату для игр с настоящим деревянным полом и большим мультимедийным экраном. А поскольку «Френдзи» – электромобиль и двигается на небольшой скорости практически бесшумно, то создатели наделили его разными голосами для работы и для домашней службы. Почему не обойтись вовсе без звука? Во‑первых, он нужен для безопасности, чтобы информировать пешеходов; во‑вторых, является обратной связью для водителя.
Частью «Френдзи» стал планшетник «Блекберри Плейбук», работая с которым водитель формирует заказы на доставку грузов, строит маршруты, управляет некоторыми функциями машины. Самая забавная и одновременно практичная особенность «Френдзи» – 37‑дюймовый экран на внешней поверхности большой двери справа, управляемый с того же планшетника. На нем, по мысли авторов, можно размещать рекламу или оставлять важные сообщения. Так и представляешь себе узкую парижскую улочку, перегороженную «Френдзи», на борту которого выведено: «Ушла на базу».


5-место

«ВОЛЬВО»: ПОЗВОНИ, ЧТОБ ЗАКРЫЛА ДВЕРЬ

В наш рейтинг попадает внешне вполне серийная машина c штатной (!) системой «Вольво на связи» (Volvo on Сall). Раньше с ее помощью водитель мог оповестить об аварии, попросить помощи. Во втором поколении функций заметно больше.
Загружаем в смартфон (платформа «Эппл» или «Андроид») приложение и управляем своим «Вольво» на расстоянии. Вам доводилось возвращаться к машине, чтобы проверить, заперты ли двери? Приходилось искать ее на забитой парковке? Пытались включить автономный обогреватель с брелока? Теперь это все можно сделать по телефону, на любом расстоянии. А также оценить состояние автомобиля (уровень масла, исправность ламп и т. д.), в любой момент свериться с показаниями борткомпьютера, включая журнал поездок за последние 40 дней (завгар оценит!), не говоря уже о безграничном расширении противоугонных функций. Не зря обладатели машин «он колл» получают в Европе скидку на полис каско. Подчеркнем, это первая подобная система, предлагаемая изготовителем автомобилей.


4-место

«ЛЕНД-РОВЕР DC100»: ФЭНТЕЗИ В СТИЛЕ 4×4

Идеи, заложенные в этот концепт-кар, столь же фантастичны, как сама мысль о том, что вечному «Дефендеру» может потребоваться смена. Так, шины DC100 ошипует сам водитель простым нажатием… неизвестно чего, ибо пока на бумаге лишь описана идея.
Большинством устройств управляют, отбивая морзянку на экране: короткие удары и длинные нажатия. Сам дисплей, снабженный видеокамерой, источником питания, спутниковой навигацией, можно захватить на пешую прогулку. Он, подобно самому автомобилю, заключен в прочный корпус. В задней части салона есть устройство индуктивной подзарядки для динамиков акустической системы. Зарядили, вынесли на природу, включили музыку в стоящей неподалеку машине – и ваш пикник стал дискотекой.
А как насчет внедорожной системы, которая камерами осматривает поверхность, сравнивает с банком данных и корректирует настройки шасси? Топографическое устройство рисует на экране 3D-изображения препятствий и подсказывает: по склону не проедем, предлагаю вот так. Круто! И не очень верится. Впрочем, в середине ХХ века старина «деф» тоже казался фантастикой…


3-место

«ФОРД»: СЛУШАЮ И ПОВИНУЮСЬ

При всем великолепии концепта «Эвос», велосипеда (!), болида формулы «Форд» нас привлекла с точки зрения инфотейнмента новинка, которая показывает не столько будущее, сколько нынешнее состояние дел. Уже со следующего года «Форд» предлагает для своих машин «Синк» (SYNK) – коммуникационную платформу для взаимодействия с автомобилем по мобильному телефону. Главная особенность: не нужно что-то нажимать и куда-то смотреть, ибо «Синк» – голосовой интерфейс.
Как только водитель садится за руль, его телефон синхронизируется с автомобилем. Теперь мобильным устройством можно управлять, сказав, например: «Позвонить Кате в офис». Прослушать СМС, ответить (стандартными фразами), включить музыку… Компания готовит различные пакеты, чтобы «Синк» передавал голосовые команды любым устройствам – от плеера до штатной навигации. Интерфейс будет предложен начиная с «Фокуса». Что особенно приятно, вероятен его выход на наш рынок.


2-место

«МЕРСЕДЕС-БЕНЦ F125!»: СИЛОЙ ЖЕСТА

Возможно, впервые представленную на этом концепте инфотейнмент-систему @youСOMAND мы найдем на S‑классе следующего поколения. Хотя нет – скорее всего, потребуется еще одна смена больших седанов, чтобы все воплощенные в F125! идеи воплотились в жизнь. Тактильные отношения человека с машиной ограничены здесь только рулем, педалями и, конечно, сиденьем. Прочее управление возложено на голос или жесты. Функционально все направления, будь то музыка, навигация, телефон, социальные сети, отражаются на центральном дисплее в виде отдельных групп, или кластеров. Легким движением пальцев над тем или иным кластером разбиваем его на следующие подменю и идем дальше. Система выполнена в 3D-формате, чтобы уместить как можно больше функций в ограниченном объеме экрана, а заодно сделать работу с меню более удобной и приятной глазу.
Прототип умеет общаться с машинами-соседями по потоку и дорожной инфраструктурой. Водитель (если его, конечно, стоит считать таковым) может доверить машине самостоятельно, в режиме круиз-контроля, выполнять обгоны.

1-место

«ФОЛЬКСВАГЕН-АП!»: НА ЛАДОНИ КАК В САЛОНЕ

С утра вы садитесь в свой «Гольф» и привычным движением защелкиваете на кронштейне навигатор. Так же делает сосед справа на «Ладе» и слева на «Пежо». Съемный навигатор зачастую удобнее встроенного, его почти всегда можно начинить новыми программами, он проще и дешевле… Одна беда: управлять удобнее встроенным устройством, над интерфейсом которого поработали автомобильные специалисты.
Значит, нужно сделать наоборот: не приносить посторонний навигатор в машину, а иметь возможность вынести из нее компактное штатное устройство. Решение очевидное и красивое – видимо, поэтому до него додумались только сейчас и запустили в серию вместе с самым маленьким «Фольксвагеном». Устройство называется Maps + more («карты и больше») и включает в себя, помимо навигации, борткомпьютер с функцией «учись экономить топливо». С его сенсорного экрана можно управлять штатной аудиосистемой и собственным телефоном с Bluetooth. Еще оно служит дисплеем парктроника, еще с его помощью можно слушать и смотреть файлы, записанные на SD-карте, и еще оно обучено голосовому управлению. Стоит штучка 355 евро, а в дорогих исполнениях «Ап!» является его штатным оборудованием.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Изучая новинки Франкфурта, приходишь к выводу: автомобили и смартфоны стремительно двинулись навстречу друг другу. Автомобильные устройства все чаще можно брать с собой, а смартфоны, в свою очередь, обживают салоны машин. И это хотя бы отчасти дает ответ на вопрос: сколько компьютеров должно быть у одного человека? Отвечаем: сколько угодно, а вот электронный администратор им нужен один. Способный соединить автомобиль, дом, офис, не потеряв при этом главного – хозяина.