Три миллиона гривен в грязи и на «Смоленском кольце» | Соперники Range Rover Sport Supercharged, Porsche Cayenne GTS | Автор Вадим Никишев | Тест-пилоты Олег Петриков, Александр Крючков | Фото Георгий Садков, Евгений Бобриков

«Интересно, что это так бумкнуло?» – мелькнула мысль после того, как я приземлился на «Порше-Кайен GTS» после очередного трамплина кроссовой трассы. Не прошло и секунды, как характерный звук зажеванной резины и сигнализатор на панели приборов известили о причине хлопка. Левой задней покрышке, на которую в прыжке пришлась почти четверть из 2,2 тонны снаряженной массы, капут.
– Зачем же вы потащили «Кайен» на грунтовый трек?! – ужаснулись в «Порше», когда мы пригнали автомобиль на докатке. Это, кстати, отдельная тема: ради экономии места докатка хранится спущенной, а когда понадобится, ее надо накачать до 3,5 атм (сначала пугающе раздается боковина, и лишь затем покрышка принимает нормальную форму). Не могло быть и речи о том, чтобы продолжить испытания на «Смоленском кольце» с таким «костылем».
Да, мы видели, какие на гламурном «Кайене» колеса. Легкосплавные диски, шины «Мишлен-Пилот Спорт» размером 295/35R21, все дела. Однако «Рейндж-Ровер Спорт» щеголял покрышками «Континенталь-КонтиКроссКонтакт LX» немногим большего профиля – 275/40R22, которые пережили все прыжки и заносы 2,33‑тонной махины на грунтовой трассе.

12_r.rover_sportcayenne_zr_12-13_02

  Многодисковую муфту в трансмиссии можно полностью заблокировать, но в таких условиях «Кайен» подводит геометрическая проходимость. У версии GTS просвет на 12 мм меньше, чем у обычных «кайенов».

Так зачем мы погнали этих красавцев на грунт и в топи? Не все, но многие владельцы не прочь проверить их внедорожные способности – достаточно посмотреть ролики в Сети. Да и я собственными глазами видел, как в береговой зоне, безжалостно обдирая лак с боков, продирался через кусты недешевый «Лексус-LX». Насколько универсальны «Рейндж-Ровер Спорт» и «Кайен GTS», мы решили выяснить на внедорожной тропе, где новобранцы осваивают навыки управления армейским УАЗом, на кроссовой трассе и «Смоленском кольце».
Разумеется, были споры, не начать ли с асфальтового автодрома. Ведь главная задача – занести в нашу таблицу результаты спортивных вседорожников на круге и сравнить их с временем, показанным легковушками. Но как знать, не полысеют ли преждевременно шины после кольцевых гонок? Без протектора идея сунуться в грязь теряла всякий смысл. Поэтому мы рискнули и отправили машины сперва на штурм жижи и грунта. И прогадали.
Наши знакомые пилоты-испытатели уже видели в действии большой «Рейндж» – на их глазах он запросто обштопал в сугробах БМВ‑X6 M (ЗР, 2013, № 4). Поэтому, лишь взглянув на «Спорт», они с уважением отметили: этот пройдет тропу войны без запинки. «Да вы только посмотрите – он даже при дорожном положении пневмоподвески выше, чем максимально задранный «Кайен», – делились спецы наблюдениями, пока инженер компании «Ленд-Ровер Ягуар» снимал специальные щитки с бамперов «Рейнджа». Хм, в прошлый раз мы даже не задумались о том, чтобы снять их и увеличить тем самым углы въезда и съезда.

28_r.rover_sportcayenne_zr_12-13

  По такой тропе «Рейндж» идет без проблем даже на дорожных шинах, лишь изредка помаргивая индикацией блокировок дифференциалов да приподнимаясь на пневмоэлементах в колее.

У нового «Спорта» они составляют максимальные 33 и 26,4º соответственно. У «Кайена» 28,8 и 27,2º. Что касается просвета, глазомер несколько подвел экспертов. Незагруженный «Порше» меняет клиренс в диапазоне от 176 до 256 мм, а «Рейндж-Ровер Спорт», хотя и уступает по этому показателю «большому брату», со стандартных 213 мм приподнимается до внедорожных 288 мм. Британия, вперед!
«Рейндж» не спеша плюхается в никогда не пересыхающую из-за подземных источников колею. Ленд­роверовский инженер Дима молчит – не от страха, разумеется, а потому, что в его подсказках нет нужды. Равно как нет необходимости задействовать специальные алгоритмы внедорожной программы управления трансмиссией «террейн риспонс 2»: такая грязь легко преодолевается в автоматическом режиме. Помигивая пиктограммками в комбинации приборов синхронно блокировкам межосевого и заднего дифференциалов, «Спорт» скользит дорожными шинами по колее, но потом взбирается на пригорок. И так – лужа за лужей, кочка за кочкой. Даже скучно!
Ксенон «Порше» в зеркалах всё тускнеет: его водитель включил самый внедорожный режим из трех возможных, полностью заблокировав задний дифференциал и расслабив стабилизаторы, чтобы увеличить артикуляцию подвесок. Но педаль газа в автоматическом режиме «драйв» тут едва ли отзывчивее, чем у «Рейндж-Ровера», а потому тягу атмосферного V8 мощностью 420 сил дозировать непросто. «Кайен» периодически рвется вперед, поскальзывается и под фонтаны грязи и скрип аэродинамических щитков под брюхом вылетает на ровный участок. Способен, конечно, и на большее, – но месить грязь ему явно не нравится. Возможно, укатанный грунт будет милее?
Первопроходцем опять назначили «Рейндж-Ровер». Длинноходным подвескам, кажется, нипочем волны и колеи, нарытые гоночной техникой. Инженер, сидящий справа, кивает: можно еще прибавить. Точно? Не жалко машину, не запрещает ли такие режимы фирма-производитель? Все нормально – «Спорт» готов и не к таким испытаниям!

gq7q2833

  «Континенталь-Конти-КроссКонтакт LX» в размере 275/40 R22, которые «носил» «Рейндж-Ровер Спорт», выдержали все испытания, а «Мишлен-Пилот Спорт» 295/35 R21 на «Кайене» оказались не готовыми
к прыжкам.

Вот только особого драйва тут нет. Как и обычный «Рейндж», этот со сменой поколений стал более собранным, но выставить его боком на грунте лучше контрсмещением, качнув перед поворотом, – иначе передняя ось долго скользит, прежде чем компрессорные 625 Н.м и 510 сил заставят заднюю ось начать обгонять переднюю.
«Порше» – другое дело! Точнее, он исполнительнее и намного задорнее. На нем было куда приятнее поднимать клубы пыли на грунте. И хотя его подвески менее энергоемкие, все же он не столь болезненно реагирует на скачки по неровностям, как БМВ‑X6 M. Носиться бы на нем и носиться, но… Трамплин, приземление боком – и колесо бумкнуло. На «Смоленское кольцо» «Рейндж-Ровер Спорт» отправляется в одиночестве, а «Кайену» сначала придется ждать дорогущее колесо у дилера.
«Смотри: это самая длинная прямая автодрома, на ней развивается наибольшая скорость. Расчетная для болидов DTM – свыше 240 км/ч, в наших замерах самым быстрым был «Ниссан GT-R» с максималкой 213 км/ч», – провожу я экскурсию для Димы из «Ленд-Ровер Ягуар». – Сколько тут выжмет «Рейндж-Ровер Спорт»? Думаю, 185–190».
Я угадал. Точнее, так: откатав тут полсотни машин, даже после дорог общего пользования удается сделать довольно точный прогноз. С максималкой я оказался прав: «Рейндж» смог развить 189 км/ч. А вот время круга удивило.
Динамика разгона впечатляет без оговорок. Что там заявленный спринт до сотни за 5,3 секунды – «Спорту», похоже, все равно, с какой скорости до какой планки ускоряться. Автомат шустрый и плавный, разве что изредка при торможении возникает желание пришпорить его лепестками. Главное – не запутаться в восьми передачах.

30_r.rover_sportcayenne_zr_12-13
А еще надо быть внимательным при поиске предела. Руль не образец информативности (хотя, чтобы понять, куда смотрят колеса, не обязательно выводить красивую анимацию на ЖК-монитор). Хуже, что этот вседорожник настолько тщательно оберегает водителя от внешних невзгод, что лишает его обратной связи через пятую точку! Тест-пилот Саша Крючков, «потеряв» «Рейндж» в змейке, не почувствовал, но понял это, лишь когда на него стремительно надвинулась бетонная стена. Пропотел, отловил.
А еще «Спорт» недолго держится в таком темпе. Второй круг – кончаются тормоза. Того и гляди улетишь в зону безопасности. Третий круг – появляется предупреждение о временном отказе системы контроля вектора тяги. Неудивительно: она как раз задействует тормозные механизмы, чтобы лучше заправлять автомобиль в повороты. Остужающий круг, еще одна попытка собрать лучшее время – и снова прохлаждаться.
Однако посмотрели хронометраж и ахнули. Время круга – 1 минута 52,5 секунды. Это лучше, чем у большинства хот-хэтчей в заводском исполнении, – позади останутся и юркое купе «Субару-BRZ», и «Фольксваген-Гольф GTI», и 250‑сильный «Форд-Фокус ST»! Неожиданно.
Будет ли «Кайен GTS» быстрее? Автомобиль застрял в починке, август сменился сентябрем, температура воздуха упала с 26 до 10 градусов – только тогда «Порше» прикатил на «Смоленское кольцо». Беда не ходит одна: с утра еще и дождь пролился. Но попробуем – чем черт не шутит.
Сижу справа от директора автодрома Олега Петрикова, на втором круге не выдерживаю: «Давай попробуем нормально затормозить, наконец». Не получается! Замедление вовсе не такое, какого ожидаешь от опционных карбоно-керамических тормозов, а продавить педаль до АБС никак не получается. И лишь с третьего круга, когда колодки и диски прогрелись, «Кайен» начал нормально тормозить. То есть ненормально! Точки торможения всё сдвигаются, а запас по-прежнему остается, – и так подряд кругов десять.

18-r.rover-sportcayenne_zr-12-13

  Без помощи системы стабилизации PSM «Кайен GTS» охотно уходит в занос. Иногда даже слишком охотно.

На подмоченном покрытии «Порше» проявляет норов. Заехал в поворот на торможении – будь готов к тому, что всю дугу проедешь боком, отлавливая машину. Переборщил с газом – и корма понеслась.
Разумеется, водителю помогает и контроль тяги PTM, и распределение момента PTV plus, и система стабилизации PSM, и адаптивная подвеска PDCC с активными стабилизаторами PASM…
Черт, да у «Порше», похоже, целый отдел работает только над фирменными аббревиатурами! И европейцы смеялись над популярными в Советском Союзе сокращениями?!
Свою задачу эти системы выполняют без нареканий. Стоило асфальту подсохнуть на пронизывающем ветру, как шины перестали безвольно сколь­зить, повороты «Кайен» стал проходить в надежном упоре и в итоге, несмотря на менее выгодные условия теста, превзошел-таки время «Рейндж-Ровера Спорт»! Ненамного: его результат 1 минута 51,3 секунды. Но с поправкой на погоду и меньшую мощность это отлично. И лучше, чем у 340‑сильного «Ауди-RS3» и «Шевроле-Камаро» мощностью 405 л. с.! На этот раз результат встречи двух спортивных вседорожников совпал с прогнозом: «Порше» бесподобен в асфальтовых заездах, «Рейндж-Ровер Спорт» сильнее на бездорожье. Но и тут не обошлось без сюрпризов: «Кайен» даже в версии GTS смог пройти тем же маршрутом, что и «Рейндж». Тот, в свою очередь, жахнул на «Смоленском кольце». Что важнее для человека, у которого есть деньги на покупку такой машины, можно лишь гадать. А мы присуждаем победу «Порше-Кайен GTS».

36-r.rover-sportcayenne_zr-12-13

Олег ПЕТРИКОВ
мастер спорта, директор автодрома «Смоленское кольцо»

Зимой я прикидывал, какой из двух вседорожников – БМВ‑X6 M или новый «Рейндж-Ровер» – мог бы занять место в моем гараже, и выбрал «британца». На сей раз ситуация другая: «Рейндж-Ровер Спорт» пожестче своего соперника (возможно, из-за шин), его второй ряд не так удобен при использовании в качестве персоналки. А «Кайен GTS» более универсален, чем X6 M, – пусть у него не столь впечатляющий мотор, зато шасси комфортнее на обычных дорогах. На кольце порадовали настройки шасси и полного привода – высокий «Кайен» пилотируешь, словно легковой автомобиль. А керамические тормоза – просто фантастика! Единственное – нет смысла переплачивать за них, если не летаете по автобанам, не ездите каждый день по серпантинам и не выбираетесь на трек-дни. В городе вы просто не оцените их, даже не прогреете ни разу до рабочей температуры. А так… Сколько, говорите, стоит этот «Порше»? А можно скидку?

[%GALLERY%]

Лучший круг в тестах ЗР

Nissan GT-R 1.41,8

Audi RS5 1.44,7

Porsche 911 Turbo S 1.45,5

Audi R8 5.2 FSI 1.45,5

Cadillac CTS-V 1.47,1

Mercedes-Benz SLS AMG 1.47,1

Mercedes-Benz C 63 AMG (2-дв.) 1.47,4

Porsche 911 Turbo 1.47,6 (по мокрому)

Lotus Evora 1.49,2

Opel Astra OPC 1.50,0

Volkswagen Golf R (3-дв.) 1.50,7

Porsche Cayenne GTS 1.51,3

Chevrolet Camaro 1.51,6

Audi RS3 1.51,6

Renault Megane RS 1.51,6

Jaguar XFR 1.51,7

Range Rover Sport Supercharged 1.52,5

Ford Focus ST 1.52,9

Toyota GT 86 (механика) 1.53,2

Toyota GT 86 (автомат) 1.53,3

Subaru BRZ 1.53,4

Volkswagen Golf R (5-дв.) 1.54,0

BMW 740Li xDrive 1.54,3

Jaguar XJ 3.0 AWD 1.54,5

Mercedes-Benz C 63 AMG (4-дв.) 1.54,8
(по мокрому)

Volkswagen Golf GTI 35 1.55,0

Ford Mustang 700 (тюнинг) 1.55,4

BMW 1 Series M Coupe 1.55,8 (по мокрому)

Opel Astra GTC 1.55,9

Seat Leon Cupra 1.56,0

Volkswagen Golf GTI 1.56,2

Volkswagen Sсirocco 1.56,6

Skoda Octavia RS 1.56,8

Renault Clio RS 1.57,4

Seat Leon FR 1.58,0

Lexus IS-F 1.58,2 (по мокрому)

BMW 135i Coupe 1.58,2 (по мокрому)

Jaguar XKR 1.58,7 (по мокрому)

Volkswagen Phaeton V8 1.59,2

Renault Sandero 1.6 Turbo (тюнинг) 1.59,8

Audi A1 1.4 TFSI 1.59,8

Chevrolet Cruze SW 1.8 АКП 2.05,8

Renault Sandero 1.6 16v (тюнинг) 2.06,7

Ford Fiesta Sport Limited Edition 2.09,8
(по мокрому)

Renault Sandero 1.6 16v 2.12,2

Kia Rio 1.6 АКП 2.12,4

Lada 114 2.16,9

Примечание. Время круга на «Смоленском кольце». Субъективной оценкой по 10-балльной шкале является ДРАЙВ-БАЛЛ, который показывает, какое удовольствие способен подарить автомобиль.