Как технический прогресс грузовик изменил | Место действия грузовой автосалон в Ганновере (Германия) | Автор Максим Гомянин | Фото Константин Якубов

Можно ли с помощью хомячка и морковки управлять тяжелым грузовиком? Оказывается, да! В этом убеждает рекламный ролик, который крутили на одном из стендов автосалона в Ганновере. Шутливое видео отражает суть глобального смотра «грузовых» достижений, где львиную долю экспозиций посвятили инновационным и экологическим решениям. То, что было фантастикой совсем недавно, станет реальностью уже в ближайшем будущем?

РУКИ – ПРОЧЬ!

Концепт «Мерседес-Бенц Фьюче Трак 2025» (Mercedes-Benz Future Truck 2025) стимулирует желание убрать руки с руля – этот тягач способен передвигаться без помощи водителя. Премьера грузовика состоялась в июле этого года… на автобане А4, соединяющем восток и запад Германии. Автомобиль в камуфляже самостоятельно проехал по нему несколько километров со скоростью до 80 км/ч. Теперь маскировку сняли. Быть может, таким станет «Актрос» следующего поколения?

Будущее диктует строгие требования к аэродинамике: обратите внимание на обтекаемые формы и отсутствие зеркал. Голубое сияние светодиодов у решетки радиатора и фар оповещает других участников движения о том, что машина едет без помощи водителя. А белое – что за рулем человек.
Автопилот концепта «Фьюче Трак 2025» схож с авиационными аналогами. Тягач следит за дорожной обстановкой с помощью сенсоров, размещенных в передней части и на бортах. Есть и «глаза» – 3D-камера с углами обзора 45º по горизонтали и 27º по вертикали. В случае непредвиденной ситуации машина снизит или увеличит скорость, перестроится, а навигация поможет объехать пробку, рассчитав оптимальный маршрут. Дорожную информацию водителю предоставляет планшет (при желании на нем можно даже в «Энгри Бёрдз» сыграть).

Инвестиции в проект уже составили около миллиарда евро и будут продолжены. Похожие исследования финансируют и другие производители, но «Мерседес-Бенц» первым показал ходовой прототип. Работы еще непочатый край – тягачи «отобьются от рук» не ранее 2025 года, судя по названию машины.

ПЕРСТ УКАЗУЮЩИЙ

На стенде фирмы ZF беру мини-планшет и, водя по экрану пальцем, паркую автопоезд. К сожалению, только масштабную модель. Реальный тягач с полуприцепом и вторым прицепом (общая длина более 25 м) на стенде не уместился. Пусть этот автопоезд игрушечный, но настоящим экспериментальным большегрузом управляют так же.
Чтобы огромная фура точно подъехала к месту разгрузки, выбираем на экране пиктограмму режима движения (в моем случае это была улитка – «очень медленно»), нажимаем на букву R (задний ход) и тянем пальцем изображение прицепа. Дальше остается только наблюдать, как грузовик самостоятельно маневрирует.
Интеллектуальная система парковки «ЦФ Инновейшн Трак» (ZF Innovation Truck) – результат совместной работы компаний ZF, «Бош» и «Оупенматикс» (Openmatics). В инновационном грузовике удалось объединить в единую сеть новые разработки в трансмиссии, рулевом управлении и телеметрии. Во время маневров руль крутится сам, а машина движется исключительно на электротяге – основной двигатель отключен.

Интерфейс системы парковки на экране планшета

1. Выбор направления движения грузовика.
2. Изображение с камеры Е на прицепе (всего шесть камер, они маркируются буквами).
3. Изображения с боковых камер Г и Д, установленных на тягаче.
4. Центральная зона управления парковкой грузовика. В данном случае грузовик едет назад.
5. Пиктограммы выбора скорости движения: заяц (быстро), черепаха (медленно), улитка (очень медленно).

Конструкция ZF Innovation Truck

1. Гибридный агрегат «Траксон Гибрид» (TraXon Hybrid) состоит из модернизированной трансмиссии «Траксон» для тяжелых грузовиков, сухого сцепления и электромотора мощностью 120 кВт, который способен выдать до 1000 Н·м крутящего момента. Когда турбодизель не работает, мотор-генератор питает дополнительные агрегаты – например, холодильную установку.
2. В рулевом управлении «Сервотвин CV» (Servotwin CV) к гидронасосу с приводом от ДВС добавлен электромотор. Он отвечает за поворот руля без участия водителя при дистанционной парковке – когда ДВС
заглушен.
3. Блок управления, координирующий работу всех систем грузовика. Во время маневров он коммутируется с планшетом по беспроводной связи.
4. Планшетный компьютер закреплен на передней панели.
5. Блок обработки телеметрических данных получает информацию с установленных на прицепах и тягаче датчиков, сканирующих окружающее пространство.
6. Инвертор при рекуперативном торможении преобразует переменный ток в постоянный – для подзарядки батареи.
7. Высоковольтный накопитель обладает достаточной мощностью, чтобы автопоезд маневрировал только на электротяге.