«Газели» сбегают с горьковского конвейера уже 16 лет. Последняя модернизация была в 2003 году – пора бы что-то менять. Но кризис свел на нет перспективы экс-британских «максусов» и окутал туманом судьбу нового проекта «Газель-2». Значит, надо вдохнуть новую жизнь в нынешнее семейство. Потенциала у него хватило!

Главным стимулом для покупки «Газели» всегда была ее цена: вдвое-втрое меньше, чем у европейских аналогов. «Китайцы» – и те раза в полтора дороже. У коммерсантов машина «отбивалась» за год, максимум за два. Но ее козыри – дешевизну и простоту конструкции – омрачало качество. Тут и сами заводчане в смущении разводили руками: знаем, хромают наши «копытные»… За серьезную переработку и особенно за повышение надежности взялась год назад новая команда руководства «Группы ГАЗ» во главе со шведом Бо Инге Андерссоном.
Первая и важнейшая задача – определить самые проблемные свойства и узлы «Газели», на которые потребители нарекают чаще всего. Подняли статистику гарантийных случаев, обзвонили дилерские СТО. Но больше всего помог специально созданный сайт для «газелеводов» – уж они-то во всей полноте описали болячки машины. А заодно проголосовали за имя для модернизированной: «Газель-Бизнес». Точнее, «Бизнес» – имя всего семейства: ведь вместе с «Газелью» обновлен и «Соболь».

ДАН ПРИКАЗ НА ЗАПАД

Вот так было выявлено 30 самых ненадежных узлов. Те из них, которые выпускает ГАЗ, основательно переделали, а вопросы с заводами-смежниками решили радикально: обеспечьте должное качество своей продукции – или найдем других! Большинство поставщиков из России и стран СНГ сникли перед этим ультиматумом. И ГАЗ обратил взор на западноевропейских производителей, заслуживших доброе имя достойным качеством. Парадоксально: их продукция оказалась лишь чуть дороже, чем у отечественных бракоделов.
Теперь «под шкурой» модернизированной «Газели» – рулевой механизм с гидроусилителем ZF, компоненты тормозной системы Bosch, амортизаторы, сцепление и детали КП Sachs, подшипники SKF, двухрядный алюминиевый радиатор TRM. Eще у машины такой же карданный вал, как у «Форда-Транзит» (из Турции), а синхронизаторы коробки передач – как на легковых «опелях».
Мотор пока, к сожалению, остается прежним,– ульяновский бензиновый ветеран объемом 2,9 л. Но и ему перепало новых компонентов: теперь смесь поджигают чешские свечи Brisk или немецкие Bosch, 11-лопастный вентилятор эффективнее предохраняет от перегрева, а при холодном пуске выручают силиконовые провода. Вот-вот появится заводская газобаллонная версия с итальянским оборудованием OMVL. А еще под капотом «Газели» скоро пропишется долгожданный дизель – это будет «Камминс» родом из Китая.
Привели в порядок и «шкуру». Большой интегрированный бампер фирмы Magna заменил три прежние отдельные части облицовки с их громадными зазорами и слабыми креплениями. Машина сразу стала выглядеть элегантнее и солидней. А салон и вовсе преобразился! Главное его украшение – новая передняя панель, которую везут из Германии: ни одна российская фирма не смогла изготовить мягкий нескрипучий пластик без заусенцев… Панель не только приятна на вид и на ощупь, но и эргономична: в ней три (!) больших бардачка, удобные выдвижные подстаканники, интегрированная аудиосистема и даже отличный современный пульт управления «климатом» с LCD-дисплеем! Руль – как на легковых иномарках: мягкий «бублик» с удобным хватом и кнопками на спицах. Переделаны и сиденья. Теперь они не проседают спустя месяц и имеют изностостойкую обивку, не боящуюся загрязнений.
И это лишь самые заметные изменения «Газели»!

ПОД НЕУСЫПНЫМ КОНТРОЛЕМ

Но чтобы радикально улучшить репутацию модели, этого недостаточно: она во многом зависит от качества сборки на конвейере. Недотяг крепежа, криво установленные детали, перекрученные шланги – жалоб на подобные дефекты было с лихвой. Бо Андерссон и здесь действовал решительно: с персоналом провели тренинги, ввели развитые системы контроля качества. В конце конвейерной нитки снуют контролеры в синих куртках, проверяя работоспособность всех систем почти готового автомобиля и оценивая качество сборки. Если что-то не так, машину доводят до ума.

Качество сварки кузова проверяют на уникальном оборудовании стоимостью ?1 млн. Этот роботизированный стенд с оптикой Zeiss вообще-то был закуплен для производства «сайберов» (их выпуск, кстати, уже прекращен, но завод вскоре обещает новую легковую модель). Однако он универсален и позволяет контролировать точность геометрии любого кузова – а если так, то пускай вносит свою лепту в повышение имиджа «Газели»!
Кроме того, каждый день с площадки готовой продукции берут пару машин для более дотошного контроля. Сначала загоняют в бокс, где замеряют все зазоры кузовных деталей, проверяют затяжку крепежа, оценивают лакокрасочное покрытие и т.п. Затем автомобиль совершает 50-километровый пробег по городу. Все выловленные недостатки вносят в дефектовочную ведомость. После этого – «разбор полетов». Если виноват рабочий, с ним проводят беседу и дополнительный тренинг. А если брак допустил поставщик детали, ему выставляют строгую рекламацию. Система эффективна: лишь в первом квартале этого года число обнаруженных дефектов на семействе «Бизнес» удалось снизить почти вдвое.

ПОРУЛИТЬ БИЗНЕСОМ

В том, что «Газель» – и грузовик, и «маршрутка» – стала другой, окончательно убеждаешься, сев за руль. Автомобиль и впрямь трудно узнать – это уже «почти иномарка»! Легкий руль, податливая информативная педаль сцепления, очень четкий и на удивление короткоходный рычаг коробки. Отличные подрулевые переключатели в отличие от прежних «деревянных» включаются мягко и без противного хруста. Правда, схема включения «дворников» неоптимальна: нейтральное положение, когда щетки выключены, – не крайнее, а где-то посередине. Наконец-то появился нормальный переключатель внешнего света – как на «Калине». Великолепны широкие зеркала с нижними сферическими секторами – мертвые зоны минимизированы, что актуально в городе, где в основном и живет «Газель». Кроме того, в качестве опции для зеркал теперь доступен и электропривод с обогревом.
Улучшилась управляемость – несмотря на простецкую древнюю конструкцию шасси с зависимой рессорной подвеской. Машина вполне стабильно держит курс даже на разбитой дороге, не требуя постоянного мелкого подруливания. Но рессоры есть рессоры: осталось чувство «баржеобразности». А для активного руления на высоких скоростях нужно другое шасси (главное – не забывать, что вы за рулем «Газели», а не юркого спорткара). Поменьше стали крены кузова на поворотах. А самые лучшие впечатления – от доработанных тормозов, почти полностью собранных из компонентов Bosch: они схватывают крепче, чем на иных легковушках.
Зато «Соболь», у которого передняя подвеска независимая на шаровых опорах, абсолютно «легковой» по ощущениям, – верткий и отзывчивый. Управляемость и острота руля у него примерно на уровне «Шеви-Нивы». Такой отлично подойдет для большой семьи, да и деловых партнеров на нем встретить не зазорно.
В салоне «Газели» стало тише, уютнее, нет вибраций и стуков. Впервые едешь в ней и не слышишь грохота – да что там, даже поскрипывания интерьерного пластика! Вот если бы еще вместо натужного завывания слабоватого ульяновского движка звучал рокот тяговитого дизеля… Но заводчане обещают: скоро, совсем скоро!

ДЕЛОВОЙ ИМИДЖ

В Украине «газели» и «соболи» семейства «Бизнес» появились как раз перед выходом этого номера. Цена – от 118 000 грн (за бортовую версию): на 7300 грн дороже прежних машин, которые, кстати, и впредь будут сходить с конвейера, позаимствовав кое-что у «Бизнеса».
Бо Андерссон и его команда уже сумели серьезно улучшить качество горьковских автомобилей – осталось поднять их имидж в глазах покупателей. Думается, это не за горами.

Материал подготовлен при участии «Группы компаний «АИС».