Черепашьи темпы создания автостоянок в больших городах Украины несоизмеримы с ростом автомобильного парка. Проблема парковки «беспризорных» машин с каждым месяцем становится всё острей. Выход из этой тупиковой ситуации подсказывает адвокат Игорь Юдин.

?Живу в Киеве, автомобиль держать негде – двор забит машинами, да и нередки случаи вандализма. Существуют ли способы цивилизованного решения проблемы придомовых парковок?
Эта проблема действительно крайне актуальна для жителей Киева и других мегаполисов Украины. Касается она практически всех жителей дома, т.к. жильцы-автовладельцы каждый день испытывают проблемы с парковкой своего «железного коня», а «безлошадные» соседи активно возмущаются при виде машин, припаркованных на газонах, детских площадках, тротуарах. В результате автомобиль становится причиной соседских конфликтов, зачастую перерастающих в войны. Уже появились своеобразные «автомобильные террористы», поджигающие автомобили, припаркованные на газонах. Мы регулярно узнаём из СМИ о новых случаях умышленного повреждения неизвестными преступниками автомашин, ночевавших во дворе того или иного многоэтажного дома. Складывается впечатление, что ситуация безвыходная. Попробуем разобраться в ней с точки зрения закона.
Не вызывает сомнений, что просто «застолбить» часть дворовой территории нельзя, да и не совсем понятно, где именно заканчивается эта дворовая территория. Есть два пути решения проблемы: получение земельного участка в аренду для размещения автостоянки или рациональное использование территории силами самих жильцов. Первый вариант является, скорее, теоретическим. Для его реализации нужно сначала отыскать возле дома свободную площадку (что крайне проблематично в Киеве, а в центре столицы и вовсе практически невозможно). Отыскав свободную землю, необходимо пройти сложный путь оформления ее аренды. Для этого заинтересованным лицом подается заявление в Киевскую городскую государственную администрацию. Составление проектов отвода земельных участков проходит в две стадии: предварительное согласование места расположения объекта и составление проекта отвода земельного участка. В первой из них участвуют землепользователь, орган земельных ресурсов, природоохранные и санитарно-эпидемиологические органы, органы архитектуры и охраны культурного наследия. Материалы этого предварительного согласования являются неотъемлемой частью проекта отвода земельного участка. Кроме того, для принятия решения о предоставлении земельного участка заинтересованное лицо должно получить заключение государственной землеустроительной экспертизы о соответствии проектной документации требованиям земельного законодательства и действующим нормативно-правовым актам. И только после выполнения заинтересованным лицом всей вышеописанной процедуры Киевсовет и городская администрация могут принять решение о предоставлении земельного участка в аренду. На основании этого решения в дальнейшем должен быть подписан договор аренды земельного участка. При этом не исключены дополнительные согласования. Например, если автостоянку планируется разместить в границах полосы отчуждения автомобильных дорог или улиц, необходимо получить согласие владельца дорожного объекта или уполномоченного владельцем лица и согласовать размещение автостоянки с Госавтоинспекцией. По глубокому убеждению многих земельных арендаторов за прохождение всех инстанций и получение всех подписей и согласований человеку вполне можно присваивать звание Героя Украины… А ведь придется решать еще и целый ряд сопутствующих вопросов. Например, кто будет арендатором – кто-то из жителей дома или специально созданное юридическое лицо? Как избежать проблем с налоговой инспекцией – ведь фактически будет осуществляться хозяйственная деятельность, связанная с эксплуатацией автостоянки?
Второй вариант более жизнеспособен. В последнее время в Украине, в том числе в Киеве, реализуется программа по созданию Объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) – органов самоуправления всех жителей дома, самостоятельно решающих все вопросы его содержания и эксплуатации. ОСМД регистрируется на основании решения собрания жильцов дома, а его компетенция распространяется и на обустройство дворовой территории. В Киеве уже есть примеры успешной работы ОСМД. Для организации автостоянки в этом случае необходимо знать следующее:
1. Все жильцы дома, имеющие на праве собственности квартиры, являются и совладельцами технических помещений: чердака, подвалов и т. п. Кроме того, согласно действующему законодательству Украины, к дому относится не только земельный участок, на котором дом непосредственно построен, но и земельный участок, необходимый для обслуживания дома. Границы этого придомового участка определяются индивидуально. После создания и регистрации ОСМД жилищно-эксплуатационное управление, которое обслуживало дом ранее, должно передать ему все документы на дом. Среди них передается документ, определяющий размеры и расположение дворовой территории, относящейся к данному дому. В случае отсутствия в ЖЭУ необходимых документов ОСМД как заинтересованное и полномочное лицо может их получить или восстановить.
2. При планировании месторасположения автостоянки необходимо учитывать определенные ограничения, установленные действующими законами и нормативными актами. Нельзя располагать автостоянки в прибрежных защитных полосах и около водоемов; вдоль трассы подземного газопровода в границах выделенных полос шириной 2 м с обеих сторон от его оси; над туннелями метрополитена и около выходов из него; в границах санитарно-защитной зоны электрических полей, которые создаются электрическими сетями и их элементами (воздушными линиями электропередач переменного тока промышленной частоты, электрическими и трансформаторными подстанциями, подземными кабельными линиями электропередач и т. д.).
В охранных зонах трубопроводов расположение автостоянок возможно только при условии письменного согласия предприятий, которые их эксплуатируют. Кроме того, открытые площадки для постоянного хранения личных автомобилей вместимостью до трехсот легковых машин следует размещать на периферии микрорайона, стоянки вместимостью более трехсот машиномест – за пределами жилых районов (в коммунально-складских зонах, полосах отвода железных и автомобильных дорог, санитарно-защитных зонах и т. п.), а стоянки, содержащие более восьмисот машиномест, – на производственной территории. При размещении автостоянки около жилого дома расстояние от фасада дома до стоянки должно составлять не менее 50 м. Нельзя располагать автостоянку ближе 25 м от вентиляционных киосков метрополитена, ближе 10 м метров от кромки проезжей части, ближе 10 м от строений, сооружений и площадок хранения грузов и ближе 2 м от глухих противопожарных стен.
Учитывая, что потребность в машиноместах жителей среднестатистической многоэтажки обычно не превышает трехсот машиномест, такая автостоянка может быть расположена непосредственно на дворовой территории. Нужно только правильно распланировать и обустроить эту территорию, что вполне по силам ОСМД.