Генераторы нынешних автомобилей далеко ушли от магнето Боша. Но даже они иногда сходят с ума…

Дело было в морозном январе. БМВ-X5 приполз к мастерской на последнем издыхании: лампочка разрядки загорелась часа два назад, но хозяин упорно тянул к нам! С одной стороны, такое уважение приятно, а с другой… У этой машины генератор упрятан в нутро двигателя, охлаждается жидкостью, демонтировать его – целая история! Но, проверив напряжение в бортсети, поняли – снимать придется.
Часа через три продукт высоких технологий разобрали. Взору открылась настолько обгоревшая обмотка статора, что определить, с чего «пожар» начался, было нереально. Но что же могло погубить 150-амперный генератор? По заверению хозяина, аэробусам «прикуривать» он не давал, для электросварки не использовал. Не нашли мы на обмотках и следов протечки охлаждающей жидкости. Статор отправили на перемотку, и вскоре владелец получил отремонтированную машину.
Думали, кончилась история, но месяцем позже знакомый БМВ снова у наших ворот! Хозяин виновато улыбается: беда повторилась. С чего теперь начать? Вновь расспрашиваю владельца о тонкостях эксплуатации «бумера». И он вдруг вспомнил, что еще зимой, в морозы, мотор почему-то стал быстрей прогреваться! Если раньше ощутимое тепло из печки начинало поступать лишь после третьего светофора, то потом едва успевал доехать до второго. Забрезжила догадка – не термостат ли чудит? Допустим, до перегрева двигателя было еще далеко, но не сказалось ли это на охлаждении генератора? Кстати, зимой и нагрузка на него больше. С согласия владельца решили вновь перемотать обмотку и заменить термостат.
Примерно через полгода хозяин позвонил – все у него в порядке. Значит, наше предположение оправдалось: к поломке генератора оказался причастен термостат системы охлаждения. Отказы электротехники, в основе которых лежит вроде бы небольшой начальный перегрев какого-нибудь элемента, не так уж редки. А кто может по-настоящему расследовать подобный дефект? Дилерам эти загадки неинтересны. Выходит, в деле починки немецкого генератора проверенный веками метод тыка не подвел.

СТРОИМ МОСТ ИЗ ДИОДОВ

Другая история тоже случилась зимой. Владелец почти новой «Тойоты-Кэмри» чуть не рыдал в трубку: «Стою на перекрестке, мотор заглох, стартер не крутит!». Пришлось направить к терпящему бедствие спасателя. «Кэмри» дали «прикурить», и она своим ходом добралась до нашего бокса. Осматриваем. Ремень генератора натянут, но уже под небольшой нагрузкой напряжение в сети проседает ниже 10 В, вот батарея и выдохлась совсем! Зарядили ее – напряжение на холостом ходу подросло до 14 В. Однако едва включили свет, упало до 13 В. Электрик резюмировал: пробит один из диодов моста. Так оно и оказалось… Произошедшее объяснить нетрудно. В теплое время года нагрузка на генератор мала, с работой он кое-как справлялся. Но в морозы пришлось работать с полной отдачей – нагрузка возросла, а силы-то с пробитым диодом уже не те! Вот аккумулятор потихоньку и разряжался… А что делать владельцу? Он поехал на гарантийный ремонт; там, конечно, долго морочили голову, но потом сдались и генератор заменили.
С отечественными генераторами ситуация не лучше: пробитый диодный мост – дело рядовое. Первый признак – существенное падение напряжения в цепи при включении, например, фар или обогрева заднего стекла. Хорошо еще, что на переднеприводных ВАЗах диодный мост 80-амперного генератора нетрудно поменять на месте. Но не наспех! Посадочные места и контакты следует хорошенько зачистить мелкозернистой шкуркой, иначе генератор вновь подведет. Полезно поставить новое интегральное реле, даже если щетки прежнего еще не стерты, а контактные кольца следует зашлифовать стеклянной шкуркой.

ТОСОЛ ДЫРОЧКУ НАЙДЕТ

У генератора ВАЗа-«классики» другие проблемы: он расположен точнехонько под «узловой станцией» системы охлаждения, протечки которой отмечали еще наши пращуры. Нередко тосол течет и из помпы. Недоглядишь за ней – генератору крышка! Одно утешит: повозишься с ним – заодно избавишься от угрозы перегрева мотора.
Невеселую историю рассказал владелец довольно свежей «четверки». С первого дня эксплуатации жидкость стала куда-то уходить. Поверхностный поиск дырочки результатов не дал. Ясновидящие что-то говорили про бензойного глиста – такой, мол, иногда заводится в радиаторе и поедает тосол, – но изгнать его так и не смогли. Пришлось ехать по гарантии в автосервис, а там просто поменяли хомуты на шлангах. Но ударили морозы – антифриз стал исчезать прямо на глазах… И тут начал сдавать генератор! Первое время лампочка разрядки лишь подмигивала, потом зажглась безнадежно-ровным красным светом. Батарея стала разряжаться, и владелец, до отвала насытившись бесплатным ремонтом, решил поберечь нервы – прикатил к нам.
Опрессовав систему охлаждения, нашли несколько протечек – на них указывал и зеленоватый налет на деталях вокруг. Но самым отъявленным расточителем жидкости признали насос. Определить его сиюминутную негерметичность не составило труда – стоило подсунуть руку под корпус. А перманентную диагностировали по зеленым разводам на генераторе. Конечно, разобрали: изнутри агрегат весь в зелени. Хозяин, убежденный эстет, брезгливо осмотрев эту крокодилову коросту, сам предложил заменить агрегат новым. И тут столкнулись с чисто отечественной проблемой: ставим свежий, из магазина, генератор, проверяем его – не работает. Возвращаем продавцу. Только третий по счету оказался исправным! Вот такие нынче комплектующие. Представьте, сколько из-за них лишней работы!.. Решил: обязательно соберу в мастерской портативный стенд для проверки генераторов – чтобы отсеивать негодные, не отходя от кассы.