Как провести несложный ремонт головки блока
в гаражных условиях, рассказывает Анатолий Вайсман.

Мастеровых, готовых чинить мотор своими руками, предостаточно. Но для успеха дела важно четко представлять, что тебе по плечу, а что нет. Скажем, заменить седла клапанов, реставрировать отверстия под толкатели, восстановить постели распредвала без специального оборудования немыслимо. А устанавливать новые клапаны в изношенные седла и втулки – вовсе пустая трата времени и денег. Но порой требуется заменить всего один или несколько клапанов, когда другие детали еще вполне работоспособны. Расскажем, как это сделать, располагая минимальным набором инструментов.

Итак, головка блока на верстаке. Его поверхность грубая. Отсюда первое правило: оберегая привалочную плоскость головки, подложим под нее деревянные бруски. Второе: рассухариваем клапаны не трубкой и молотком, а приспособлением. В магазинах таких немало, но почти все они – для двигателей отечественного производства, а вот «снасть» для иномарки еще найди, да и стоит она будь здоров! Третье: если сухари крепко пригорели к стержню и тарелке пружины, нельзя давить на клапан, опертый на верстак, краем головки – так недолго и согнуть его. Подложим под середину головки клапана упор из плотной резины или деревяшки – и затем уже применим силу.

Если предполагается клапан сохранить, проверим диаметр стержня по всей длине рабочей части, причем в разных плоскостях, ведь изнашивается он неравномерно. Если хоть один размер ушел за поле допуска больше чем на сотку – клапан в утиль! Выпускные клапаны, работающие при высокой температуре, изнашиваются быстрее впускных – у них сильнее страдает стержень и его торец, а на рабочей фаске в месте контакта с фаской седла образуется выработка.
Небольшую выработку можно сошлифовать. Для этого нужна электродрель с патроном такого размера, который позволит зажать направляющую втулку клапана. Последнюю разрежем по образующей – и получим зажим для стержня клапана. Дрель закрепим горизонтально, так удобнее работать. Напильник прямоугольной формы послужит оправкой, на которую будем наматывать абразивную шкурку. Шлифуем фаску клапана при высоких оборотах дрели, сначала шкуркой зернистостью Р320, затем, при доводке, – Р600.

Изношенный торец стержня клапана можно прошлифовать с помощью переносного наждака. К столу крепим небольшие тиски, в которые зажимаем направляющую втулку и, контролируя угольником, выставляем ее перпендикулярно плоскости абразивного круга. При обработке клапана, установленного во втулке, вращаем его. Кстати, так можно слегка укоротить и новый клапан, если его длина не обеспечивает необходимого зазора. Насколько укоротить – определим заранее, установив распределительный вал. После окончательной обработки торца снимем фаску, иначе со временем может оказаться, что при разборке расклепанный конец стержня невозможно извлечь из направляющей втулки. Такое, увы, случается.

Направляющие втулки выпускных клапанов изнашиваются сильнее впускных – им особое внимание. Монтажный зазор между клапаном и втулкой можно точно измерить микрометрическим нутромером, но на практике и опытной руки достаточно. Если сомневаемся, в допуске зазор или нет, вооружимся приспособлением с индикатором. Тарелка клапана должна слегка выступать над привалочной плоскостью головки, чтобы ножка индикатора могла упереться в ее рабочую кромку. Покачивая клапан, измеряем перемещение. Конечно, оно больше реального монтажного зазора – и зависит от длины направляющей втулки и выступающей из нее части клапана. Для конкретного мотора соотношение легко рассчитать.

Как менять направляющие втулки? Новые нужно хорошенько выстудить в морозильной камере холодильника. Заранее помещаем их туда, завернув поштучно в бумагу. Измерим, насколько выступают из головки старые втулки, и при запрессовке будем придерживаться этого размера. Перед выпрессовкой старых втулок головку блока следует равномерно нагреть до 80ºС – хотя бы на двухконфорочной электроплитке. Феном неудобно – придется прогревать отдельно каждое посадочное место, а это займет много времени. Перед запрессовкой головку снова нагреем – и «промороженные» втулки отлично встанут на свои места.

После замены втулок при необходимости пройдем их разверткой, чтобы гарантировать верный размер. При правке седел зенковками нужно снимать как можно меньше металла и строго выдерживать ширину рабочей фаски. Сделаем ее меньше – клапан будет перегреваться и прогорит, ведь площадь его теплоотдачи минимальная. А слишком широкая фаска из-за низкого контактного давления быстро покроется нагаром. Результат – прорыв газов, падение компрессии. Зенковки бывают двух видов: из инструментальной стали и с пластинками из твердых сплавов. Первые благодаря большому количеству режущих кромок дают чистую поверхность, но быстро тупятся. Вторые более износоустойчивы, но требуют хорошего навыка, иначе при работе вибрируют – и огранка на фаске вам обеспечена. А убрать ее непросто!

Следующий этап – притирка клапанов. К счастью, прошли времена, когда единственным абразивом для притирки служила пыль из-под наждака. Сейчас в магазинах полным-полно разных притирочных паст, но наиболее эффективна универсальная алмазная паста. Она ощутимо дороже других, зато работа идет намного быстрее. Притирают, как правило, с помощью ручных приспособлений, вращая клапан на пол-оборота то в одну, то в другую сторону и слегка его пристукивая. Иногда процесс частично механизируют, используя ручную дрель и гибкий захват. А вот реверсивную электродрель отставьте – ею недолго загубить седло, на котором могут образоваться круговые риски. Попробуйте-ка от них потом избавиться! А менять седла в гараже – увольте. Это «заводская» работа.

Как проверить герметичность клапана? Исходя из опыта, скажу: удобнее всего на вакуумной установке – с нею нет нужды ставить на место пружины, засухаривать клапан. Достаточно несколько раз пристукнуть его о седло головки блока. Воздух откачиваем из впускных и выпускных каналов. Дорогая импортная установка не нужна – соберем свою. К компрессору от старого холодильника приспособим вакуумметр и шланги с присосками из мягкой резины – дешево и сердито! Клапаны достаточно герметичны, если держат разрежение 0,55 бар и ниже. И заметьте, о проливке их керосином можно забыть – будете пахнуть фиалками!