Практика – лучший способ познания теории, – убеждены в «Порше». На одном из самых увлекательных занятий в фирменной школе вождения побывал Ярослав Московка. Фото автора и «Порше».

В цивилизованном мире хорошо понимают, что купить дорогой спортивный автомобиль и не учиться правильно на нем ездить – все равно что поставить в гостиной «беккеровский» рояль и при всех гостях хаотично выколачивать на его клавишах бездумную какофонию. Вот почему у большинства уважающих себя «скоростных» брендов уже давно есть фирменные школы вождения, которые помогают найти общий язык с автомобилем и раскрыть все его возможности, ставя во главу угла безопасность самого владельца и окружающих. Не исключение – и компания «Порше», которая предлагает свои курсы и нашим соотечественникам.
Учебно-методическая работа в «Порше» поставлена не менее впечатляюще, чем, скажем, конструкторская: это отдельное и очень большое подразделение компании, которое по серьезности подхода и профессионализму можно соотнести с лучшими университетами уровня Сорбонны или Оксфорда. У «Порше» – множество занимательных учебных программ самого разного уровня сложности и профиля. Есть, например, дрифт-тренинг, который помогает обуздать боковые ускорения, также скоростная трековая программа, отдельные курсы для девушек и даже, на десерт гурманам, обучение искусству обладания ретро-моделями.
Тренинги проводятся на самых разных треках буквально по всему миру. Это и собственное кольцо «Порше» в Лейпцигском клиентском центре, и знаменитые «Хоккенхайм» с «Нюрбургрингом», и весьма экзотические (и потому еще более притягательные) площадки –
например, зимние трассы на льду озера в финском Заполярье, рядом с испытательным полигоном шин «Нокиан» в Ивало. Туда-то мы и направились.
Любое занятие с клиентами начинается с элементарных понятий и основ: правильная посадка, верное положение и движения рук на руле, базовые законы физики. Инструкторы «Порше» обладают отменным чувством юмора (похоже, бодрость духа и острота языка – одни из первейших принципов их отбора), но притом очень строги и бдительны – ведь в этом залог безопасности тренингов. С журналистами получился разговор особый: лестно, что нас сочли «продвинутой» аудиторией. И хоть повторение – мать учения, нас напоминание основ все же миновало. После часового теоретического курса и экспресс-инструктажа мы сели за руль «911-х» и «бокстеров» да до самого заката мягкого полярного солнца практиковались в искусстве скоростного маневрирования и дрифта на льду. В течение дня в мудрости «поршевских» инструкторов довелось убедиться не раз, но главное же, в чем они правы, – наилучшие результаты обучение приносит тогда, когда оно доставляет удовольствие.

Верным курсом

При входе в поворот на заснеженных и обледеневших дорогах самые коварные явления – недостаточная и избыточная поворачиваемость (то есть, соответственно, вылет автомобиля наружу кривой и его закручивание внутрь ее). Инструкторы «Порше» анализируют эти ситуации и дают советы, как выйти из них с честью и без последствий.

porsche-pcee-086

Недостаточная поворачиваемость

Сцепление передних колес с поверхностью дороги оказывается слабее, чем у задних, и автомобиль движется в повороте по гораздо большему радиусу, чем вы ожидали.
Причины:
— слишком высокая скорость на входе в поворот;
— чрезмерная или резкая работа педалью газа в повороте;
— одновременное избыточное торможение и работа рулем;
— агрессивное руление.
Решение проблемы:
— снижение скорости до заведомо безопасной перед поворотом, пока машина находится на прямой;
— мягкое торможение перед поворотом и в его начале, страхующее от резкой потери сцепления колес;
— плавный сброс газа для нагрузки передней оси;
— аккуратное педалирование без резких движений.

img_2062

Избыточная поворачиваемость

Задняя ось срывается в более интенсивное скольжение, чем передняя, задние колеса теряют сцепление с поверхностью и автомобиль начинает закручиваться внутрь поворота вокруг передней оси.
Причины:
— проскальзывание задних колес из-за перегазовки;
— грубое и резкое добавление газа;
— неверная передача – слишком низкая, из-за чего двигатель держит излишние обороты;
— торможение во время поворота;
— резкое изменение продольных и поперечных осевых нагрузок.
Решение проблемы:
— движение рулем в сторону, противоположную заносу, плавный сброс газа;
— устремление взгляда в направлении правильной траектории движения;
— короткая пауза выжидания, пока автомобиль не выровняет курс;
— возврат руля и машины на нужную траекторию.