Как уберечь лакокрасочное покрытие с помощью клейких пленок, рассказывает Геннадий Емелькин.

Вряд ли в скором будущем появится лакокрасочное покрытие, не боящееся выветривания, «пескоструйки», – вот и приходится его защищать. Например, самоклеящимися пленками. Таковых нынче много – от прозрачных бесцветных, сохраняющих заводской облик автомобиля, до таких, которые придают ему вызывающую индивидуальность. При желании можно машину «отхромировать», «позолотить», одеть в карбон, «кожу анаконды», «шкуру мамонта»… Основа этих пленок, как правило, поливинилхлорид (разговорное название – винил) либо полиуретан.
По способу производства пленки тоже различаются. Есть каландрированные, с повышенной жесткостью структуры – и для автомобиля малопригодные: на кривых поверхностях трескаются. Для нас лучше литые пленки, способные тянуться даже в холодном состоянии. Это позволяет наклеивать их на детали самой сложной конфигурации. Тем не менее иногда полезно добавить им эластичности, подогревая феном.
Для надежной фиксации любой пленки производитель использует специальный клей с хорошей адгезией. И при этом оговаривает срок службы, иначе снять старую пленку (точнее, следы клея) очень сложно. Но у специалистов соответствующие химические препараты есть.

Жестче – не лучше!

Толщина виниловой пленки 0,05–0,11 мм, полиуретановой – 0,2 мм. Пре­имущество винила – сравнительно невысокая цена. Но виниловая пленка и тоньше, и менее эластична, посему камешки ее легко пробивают. Винил достаточно терпим только к мелкому песку.
Как различить их на ощупь?
Если при растягивании пленка довольно охотно рвется, это винил. Устояла и упрямо тянется, слегка напоминая резину, – полиуретан. Винил легко проткнуть ключом
зажигания, поли­уретан – трудно. Последний эластичен даже
в 20-градусный мороз. При толщине 0,2 мм неплохо держит удары мелких камней и оберегает бамперы от царапин. Неглубокие его повреждения можно заполировать. Но многих сдерживает цена, вынуждая оклеивать лишь наиболее уязвимые места – передний бампер, капот и крылья, корпуса зеркал, фары. Некоторые фирмы применяют полиуретан
уже на новых автомобилях, защищая хромированные поверхности, арки колес, пороги, решетки радиатора и т. д.

Что, как и зачем мочить

Виниловые пленки, в зависимости от рекомендаций изготовителя, можно укладывать как на сухую поверхность, так и на смоченную мыльным раствором. Полиуретановые – только на мокрую, так как их плюс – высокая эластичность – в сочетании с липким клеем может обернуться минусом: всухую трудно равномерно расправить на поверхности машины такую наклейку. Рецепт скользкого раствора прост: две-три капли шампуня на литр воды. Наносят его на кузов обычным ручным распылителем.
Выкройки пленки готовим заранее. Если действовать по старинке, дело может оказаться непростым и затратным. Конфигурация поверхностей современного автомобиля столь сложна, что вырезать шаблоны из газеты сможет лишь очень талантливый портняжка! А простому смертному лучше обратиться к специалистам. Так поступили и мы, готовя этот материал. Фирма «3М» – обладатель обширной базы шаблонов, лекал для самых разных марок и моделей. Заказчик должен лишь внятно изложить, что он желает за свои кровные. Наш решил защитить поли­уретаном лишь передок «Мазды СХ-5» – и вскоре получил готовые выкройки. Подтверждаем: это удобно. И не испортишь драгоценный кусок материала.
Но где и как работать? Главные враги мастера – пыль, грязь, вездесущие зеваки, а летом еще и мошкара. Сначала кузов тщательно вымыли шампунем с использованием установки высокого давления, чтобы даже в укромных местах не осталось грязи.

[%GALLERY%]

Дальнейшее действо происходило в закрытом помещении, после тщательной его уборки. Никакой пыли и тем более никаких ремонтируемых автомобилей по соседству! Здесь лакокрасочное покрытие очищали от малейших следов грязи, насекомых, тополиных почек, битума, смолы. Даже не курили рядом… Чем очищали – нет смысла перечислять. Все это давно продается. Единственный материал, неизвестный широкой публике, – голубая абразивная глина, эффективно собирающая с кузова даже не грязь, а последние намеки на нее. Ею работают профессионалы. Под конец протерли поверхности микрофибровыми салфетками, не оставляющими ворсинок и разводов. Но и это не всё: при отделении от подложки пленка моментально электризуется – и тут же притянет пылинки, которые осядут на клеевом слое. Поэто­му сразу, уже в процессе отрыва, поливаем клеевой слой мыльным раствором.

Греть или не греть?

Смочив поверхности клеевого слоя и кузова, можно легко перемещать и правильно ориентировать будущую наклейку. Хотя ее размеры подобраны фирмой с учетом припуска на загиб (например, под края капота), все же лучше не ошибаться. Затем, прижимая пленку, мастер постепенно – от середины к краям – выдавливает из-под нее воду мягкими ракелями (своего рода скребками) из резины или пластика. Чтобы свести к минимуму риск поцарапать пленку, для верности смачивает даже ракели. Эта кропотливая работа отнимает уйму сил и времени! Одни и те же места пленки приходится разглаживать много раз. Будь это винил, без нагрева трудно было бы уложить. Но у нас полиуретан. С ним фен если и нужен, то в основном для сушки мест загиба пленки под края капота, ведь здесь влага сохраняется дольше. Если фена нет, то испарение воды и сушку клея можно ускорить, впрыснув сюда 25-процентный раствор изопропилового спирта.

Резать или нет?

Иногда, увы, пленку приходится разрезать, а то и склеивать встык из нескольких деталей. Часто на это идут, окле­ивая, например, фары с рассеивателями мудреной конфигурации. Для облегчения этих операций тоже лучше использовать заранее подготовленные фирмой выкройки. Так и поступил наш заказчик.
Но представим, что пленку добросовестно наклеили, края загнули, подсушили… и тут обнаружили случайный, крайне досадный пузырь! Не стоит горячиться и отрывать пленку, дабы его убрать. Клеевой слой будет поврежден – и повторно схватится слабей. Проще всего убирать крупные пузыри, отсасывая воду или воздух с помощью медицинского шприца с тонкой иглой. А мелкие пузырьки спустя какое-то время (обычно хватает 48 часов) исчезают сами.

Условия эксплуатации

По окончании всех процедур автомобиль не следует мыть минимум сутки, ведь схватывание клея – процесс не мгновенный. А если работы велись зимой, в теплом помещении, то лучше в нем же оставить машину на ночь, а не выгонять сразу на мороз. В дальнейшем оклеенный автомобиль неплохо переносит даже мойку под высоким давлением, но все же надо предупреждать мойщиков, с чем они имеют дело. А то ведь, поднеся сопло к кузову слишком близко, недолго любую пленку сорвать, – вот вам медвежья услуга!

Информация к размышлению

Решив оклеить машину пленкой, помните о некоторых побочных эффектах. При частичной оклейке кузова краска, не защищенная пленкой, со временем выцветает, тогда как под непрозрачными наклейками цвет остается почти без изменений. И если наклейки удалить, то их следы назойливо лезут в глаза! Увы, затереть этот разнобой полиролями не каждому удается. Разница в оттенках несколько сглаживается лишь спустя много времени, да и то не всегда. А такой автомобиль сложней продать. Естественно, это порождает вечный вопрос: что делать? Остерегайтесь необдуманных шагов, друзья!

01-3-m-plenka_zr-07-13

1. В борьбе со следами насекомых, пернатых и прочего «народонаселения» без современной химии не обойтись.

02-3-m-plenka_zr-07-13
2. Голубая глина 3М напоминает пластилин, но, в отличие от него, не пачкает кузов, а чистит.

05-3-m-plenka_zr-07-13_01

3. Еще немного подтянем, прогреем – и подвернем.

06-3-m-plenka_zr-07-13

4. Оклейка рассеивателя сложной формы – подлинно высший пилотаж мастера.

foto__5

5. Если остался пузырь, удалить его поможет медицинский шприц с тонкой иглой.

08-3-m-plenka_zr-07-13

6. После умелой «подтяжки лица» с подогревом морщинки уйдут, – полиуретан очень пластичен.

11-3-m-plenka_zr-07-13

7. Конечный результат во многом зависит от мастерства исполнителя.